Эксперты указывают, что, несмотря на моду, люди покупают не всякий хендмейд. По их мнению, в приоритете – то, что можно съесть, например, крафтовые сыры, варенье, мед. Но Элина с ярмарки на Красной формулирует тренд немного по-другому: «Покупают то, что можно надеть на себя». Действительно, продавцы изделий из бисера и украшений на продажи не жалуются, а вот сувениры, которые вешают на стены или ставят на стол, часто остаются без покупателя, ведь люди стали относиться к сувенирам более практично.
Эту тенденцию, к сожалению, иллюстрирует история новороссийской студии авторской керамики «Академия позитива». Мастерицам, которые раньше были очень востребованы и часто давали мастер-классы (в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья), пришлось закрыться. Труд перестал быть рентабельным, в первую очередь из-за значительного подорожания материалов.
«Выяснилось, что хорошая, дешевая глина была только на Донбассе, а теперь приходится покупать в Турции, но и цена высокая, и качество страдает, - поясняет Алена Ларцина. – Изделия получаются дорогими – люди просто не могут их себе позволить сейчас».
На мой вопрос, не хочет ли мастер переквалифицироваться на другой вид хендмейда - более доходный, она отвечает, что слишком сильно любит свое дело, а потому держит паузу - до лучших времен. Но Алена подчеркивает, что заработать на хендмейде абсолютно реально и падать духом не стоит никому, ведь любой творческий труд в почете и находит своего поклонника.
В качестве такого мотивационного примера может служить основатель кожевенной мастерской в Краснодаре Вячеслав Бычков. 3 года назад он бросил основную работу и теперь занимается только шитьем. Цехом в полном смысле этого слова его предприятие не назовешь: умелец работает в собственном гараже, рядом с любимым мотоциклом, но у него две промышленные швейные машинки – отечественная, 1960-х годов, и современная китайская. Вячеслав все делает сам: и шьет, и рекламирует, и покупателей ищет, но признается, что скоро придется нанимать помощников, ведь заказов становится больше. Ценовая политика, как и всегда в случае с натуральной кожей, не уровня «эконом», но клиенты приходят снова и снова.
«Не сказал бы, что мои изделия дорогие, скорее средний ценовой сегмент, - говорит Вячеслав. – Секрет успеха, наверное, во внимании к деталям, заботе об удобстве заказчика. У Генри Форда на заводе висел слоган: «Качество – это когда к тебе возвращается клиент, а не продукция».
Да, хендмейд тем и интересен покупателю (какую бы ценовую категорию он не выбирал), что он душевный, впитавший энергию рук своего изготовителя и его уникальное творческое видение, - в противоположность обезличенному и стандартизированному масс-маркету. А когда любимое хобби еще и деньги приносит, это настоящая удача.