— Если уж мы начали говорить о науке, давай вспомним об учёном, который ввёл термин «сексуальная революция». Это австрийский психоаналитик Вильгельм Райх. О сексуальной революции он начал говорить ещё в 30-х годах прошлого века, и именно в раскрепощении сексуальности видел ту силу, которая может противостоять фашизму. Однако Райх подчёркивал, что настоящая сексуальная революция может случиться только тогда, когда будут уничтожены глобальные агенты подавляющей человека морали. Он имел в виду патриархальную семью, религию и капиталистическое государство. Согласна ли ты с такими заявлениями?
— Я бы предпочла уйти от категоричности Райха и сказать иначе. Все те институты, которые он перечислил, не надо уничтожать, надо просто создавать такую ситуацию, в рамках они пойдут на изменения своих видовых особенностей. И это, на мой взгляд, уже происходит в некоторых странах.
Есть ощущение, что на Западе происходит важный процесс освобождения индивида от диктата внешних структур. Провозглашается ценность личности, человеческой жизни, ценность желаний. С этим, на мой взгляд, как раз и связана тенденция подробно обозначать свою гендерную, сексуальную, романтическую идентичность. Люди стремятся к индивидуализации своих желаний, становятся более гибкими.
Любые внешние системы, пытающиеся человеку что-то навязать, могут потерпеть крах. И они пытаются приспособиться к новым условиям. Католическая церковь переосмысляет возможность гомосексуальности для верующих людей. На протестантских церквях в США часто пишут «гей-френдли» или «лгбт-френдли». Думаю, что церкви и другим структурам необходимо для сохранения своего авторитета переосмысливать какие-то догмы. Только так они могут выжить в меняющемся мире.
— Ты упомянула о гомосексуальности. Давай в связи с этим поговорим о сексуальной норме. Существует ли она?
— Конечно, единой нормы нет. Любая норма — это прежде всего продукт общественного консенсуса. И, естественно, норма — это зыбкое, подвижное понятие.
Возьмём, к примеру, то, что происходило сто лет назад. Даже в самых развитых западных странах, к примеру, мастурбация, анальный секс воспринимались как что-то ужасное, вопиюще непристойное. А сейчас даже у нас в России в глянцевых журналах пишут статьи о том, как правильно этим заниматься. В тех же журналах можно найти и инструкции по БДСМ-практикам, например. Тут, конечно, свою роль сыграла популярность фильма и книги «50 оттенков серого».
— Раньше любые сексуальные отклонения от нормы воспринимались как вызов обществу, подвергались остракизму. Запреты приводили к тому, что многие люди испытывали сильный моральный дискомфорт, страдали неврозами.
— Да, практически любой сексолог и человек, занимающийся сексуальными проблемами, постоянно слышит от своих пациентов один и тот же вопрос: «Мне в постели нравится вот это. Почему так? Со мной всё нормально?»
В России вообще не принято говорить о сексе. Даже люди, которые находятся друг с другом в отношениях, не всегда обсуждают, что кому нравится в постели. Все боятся показаться извращенцами, безумцами, странными людьми. Но если копнуть глубже, то практически у каждого человека можно найти сексуальные причуды, странности. Если бы существовали масштабные и глубокие исследования на эту тему, думаю, люди меньше бы страдали оттого, что они «странные».
— Расскажи о проекте Sexprosvet.
— Sexprosvet (18+) — это научпоп-конференция, сфокусированная на теме сексуальности. Мы собираем разных спикеров – врачей, культурологов, журналистов, в общем людей, которые могут поделиться знаниями о сексе. Я являюсь сооснователем проекта. Первая наша конференция состоялась осенью прошлого года. С тех пор мы провели ещё две — в марте и июле этого года.