Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   | 

00:00, 01.10.2015

Железные кони времен Второй мировой

«В Краснодаре прошел фестиваль старинной автомобильной техники и мотоциклов. Крупнейшая выставка состоялась на арене одного из торговых центров под открытым небом. Среди экспонатов - старинные автомобили довоенных лет, советские легенды, внедорожники и даже самодельные экземпляры, собранные инженерами с нуля. Победителей выявляли в 13 номинациях, и впервые в этом году в соревнованиях были представлены ретромотоциклы. Самой старой модели почти 80 лет. Все экземпляры с подлинными регистрационными номерами, поблескивающие на солнце хромом, производят впечатление машин, только что сошедших с конвейера. На самом деле, превращенные за полвека в груду металлолома, они возрождались не один год. Всего в конкурсе участвовало более 20 ретромотоциклов.»

Ростовчанин Роман Борщев реставрирует технику уже 25 лет. При этом за все время через его руки прошло всего лишь несколько мотоциклов. А все потому, что восстановление оригинального экземпляра - трудоемкий процесс. Особенно в тех случаях, когда стремишься укомплектовать железного коня родными деталями. А где найти целехонькие запчасти, когда многое уже утеряно или пришло в полную негодность? Подобные поиски для некоторых автолюбителей становятся делом чести. Роман оказался в их числе. Свой первый мотоцикл БМВ-р35 (черный) он собрал еще в начале 90-х. Модель выпускалась немецким концерном в довоенные годы, а затем использовалась в различных военных подразделениях. Единицы такой мототехники у советских жителей не были редкостью и попадали в частные руки прямо с полей сражений. Однако запчасти для ремонта достать было сложно, и подлатанные подручными деталями западные машины к 70-м годам постепенно превращались в хлам. Тот трофейный экземпляр пролежал много лет в колхозном сарае вблизи Ростова, постепенно покрываясь ржавчиной и пылью, пока владелец не решился его продать.
- На реставрацию одного мотоцикла обыкновенно уходит 3-5 лет, - говорит Роман. - Дело в том, что нестандартный ремонт требует привлечения и нестандартных специалистов, ведь здесь необходим индивидуальный подход к каждой детали. К примеру, есть оригинал, который изломан, искорежен, но с ним нужно что-то делать. Некоторые люди в этом случае путают реставрацию с ремонтом. Ремонт предусматривает возможность заменить сломавшуюся деталь новой заводской, а здесь, прежде чем что-либо поставить, необходимо изучить архивы, фронтовые фотографии и документальные хроники.
На фестиваль Роман привез два немецких раритета - NSU 601TS и BMW r75, которые, между прочим, удостоились высших наград. Первая модель датирована 1939 годом, и предназначалась она для гражданских нужд. Обилие хрома, блеск лакокрасочного покрытия на баке, мощность 600-кубового двигателя делали его мечтой всякого автолюбителя тех лет. К тому же благодаря небольшим размерам резвый мотоцикл разгонялся до 105 км/ч. Этот экземпляр мужчина приобрел восемь лет назад в хорошей комплектации, но без колес. На их поиски пришлось потратить ни много ни мало - два года. В итоге одно колесо нашлось в Харькове, другое - в Нижнем Новгороде.
Второй мотоцикл BMW r75 военной серии - особая гордость коллекционера. До реставрации, 15 лет назад, он представлял собой живописную кучу деталей. Сегодня машина в своей сборке больше похожа на музейный экспонат. По ее бокам расположены ящики для амуниции, впереди - маскировочная фара. На раме коляски находится подставка для крепления пулемета. Кстати, для примера автор установил здесь оригинальное законсервированное оружие серии МГ-34 с лентой гильз. Отличительной чертой модели является высоко поднятый воздушный фильтр на баке, позволяющий мотоциклу преодолевать водные препятствия. Посадочных мест всего три, но со всем снаряжением и боеприпасами его грузоподъемность достигает 750 килограммов.  Такие мотоциклы были выпущены заводом в небольшом количестве - всего около 16 тыс. экземпляров. Боевую технику поставляли  в горно-стрелковые дивизии Вермахта, ударные группировки на африканском континенте, где велись колониальные сражения.
- Реставратор техники почти всегда имеет дело с остатками, - признается Роман Борщев. - Сначала аппарат весь разбирается, так как внутри, бывает, встречаются дилетантские переделки. Составляется список необходимых деталей. Что-то отыскивают через Интернет, что-то - на антикварных базарах. Допустим, если не удается отыскать подшипники, их заменяют современными аналогами. Но это все штучная работа. В Европе движение ретроклубов более развито. Там действуют фирмы, которые специализируются на «новоделе». Новодел представляет собой изготовленную сегодня деталь по старым чертежам, точно совпадающую с оригинальным образцом.  
В частности, свои мотоциклы коллекционер из Ростова комплектует современными шинами. А совсем недавно он наладил производство регистрационных номеров. В первозданном виде их уже не найти, так как давно все рассыпалось на свалках. Поэтому, скопировав форму оригинала, он создал при помощи токарного оборудования штамп. Позже цифры рисуют на поверхности через трафарет, причем используют не свободную комбинацию, а берут номер из регистрационных списков тех лет.
А вот инженер Александр Бордонос из города Изобильного Ставропольского края собрал мотоцикл К-750 из «родных» деталей, выпускавшихся Киевским мотоциклетным заводом в разные годы. Так, его колеса датированы 1962 годом, люлька - 1952-м, а рама - 1966-м. В народе модель больше известна под названием «касик». Свой проект автор условно окрестил «мототехника военной комендатуры», дополнив образец рацией, чехлом для фары, шлемом и жезлом регулировщика. Везде на предметах сохранены оригинальные аббревиатурные знаки. Конструкция имеет боковой прицеп для второй коляски. Как ни удивительно, но свой будущий мотоцикл реставратор приобрел в пункте приема  металлолома. Полгода ушло на разборку и ревизию деталей.
- Во время сборки пришлось его еще раз пять разобрать, - улыбаясь, сознается Александр. - Когда прикрепил сиденье, выяснилось, что «родной» 20-литровый бак не умещается на прежнем месте. Поставил двигатель - возникли проблемы с задним маятником. Могу объяснить это только памятью металла. Бывает, что на некоторых моделях выкрутишь болты, но когда они полежат с полчаса, то уже не подходят к своим отверстиям. Приходится их центрировать и затягивать специальным инструментом…
Сегодня технические раритеты используются владельцами больше для показов и праздничных выставок. А их автопробег не превышает более 1000 километров в год. Однако коллекционирование требует от владельцев не только денег, но и знаний в области автомобилестроения и истории.
Анна Юркова

Дата: 01.10.2015

просмотров: 83

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.