Основной темой дискуссии участников международного форума «Развитие авиасообщения в регионах России» стали промежуточные итоги внедрения государственных программ финансирования и софинансирования развития региональной авиации.
Как отметил ведущий форума, председатель редсовета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров, в этом году правительство предприняло ряд активных шагов в направлении финансовой поддержки авиакомпаний, осуществляющих региональные пассажирские перевозки. Результатами работы в этом направлении стали три программы субсидирования: проект развития авиаперевозок в ПФО, федеральный бюджет которой составляет 440 млн рублей, итоговый плановый показатель – 100 тысяч пассажиров в 2015 году; программа для Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного округов с федеральный бюджетом 1,3 млрд рублей и плановым показателем в 200 тысяч пассажиров и программа, действующая согласно постановлению Правительства РФ №509, не ограниченная географией, с федеральным бюджетом 1,35 млрд рублей и плановым показателем 170 тысяч пассажиров. Одним из главных отличий последней программы является произвольный выбор маршрутов операторами перевозок. Как отметил спикер форума Алексей Синицкий, все три программы носят пилотный характер, и могут стать основой для будущей единой модели авиаперевозок.
Начальник департамента по вопросам экономической и социальной политики аппарата полпреда Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Козлов подробно рассказал о промежуточных итогах пилотного проекта авиаперевозок в ПФО, стартовавшего в апреле 2013 года. На первом этапе потребовалось создать пул авиаперевозчиков, имеющих финансовую и техническую возможность выполнения требований по объему и географии перевозок в рамках проекта. В роли консолидатора пула выступила авиакомпания «Татарстан». Плановая цель – соединить сетью авиарейсов 15 региональных центров Приволжского округа и город Нижнекамск – была достигнута. За 5,5 месяцев, прошедших с момента запуска проекта, пассажиропоток в пределах ПФО увеличился на 30% по сравнению с аналогичным показателем за весь 2012 год. Общее количество пассажиров, воспользовавшихся маршрутами в рамках приволжской программы, составило 55 тысяч человек. Сергей Козлов отметил, что по ряду причин, в том числе в связи с тем, что некоторые прогнозы востребованности ряда рейсов не оправдались, в июле 2013 года схема субсидирования проекта была пересмотрена, и теперь осуществляется по критериям маршрута, а не пассажиропотока. В целом Сергей Козлов назвал показатели реализации программы оптимистичными, а проект в целом – подходящей схемой для масштабирования на всей территории РФ.
генеральный директор авиакомпании «Татарстан»
Остальные 17 стартуют до октября. Благодаря программе из Казани сегодня можно свободно вылететь в Пермь, Самару, Оренбург, Уфу, Саратов, Нижний Новгород. К этим направлениям прибавятся Ульяновск, Саранск, Чебоксары. Задача проекта – охватить единой сетью авиасообщений все регионы Приволжского округа. В этом его преимущество перед двумя другими программами: они не предусматривают обязательного включения в маршрут городов и населенных пунктов, нуждающихся в развитии транспортной инфраструктуры, от которой зависит в том числе их экономическое развитие. Проект по ПФО кажется мне наиболее перспективным, но окончательные итоги можно будет подвести только через год-два, когда он обретет те масштабы, на которые рассчитан.