Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:00, 09.12.2021

Заслуженный художник России Петр Семенов поделился воспоминаниями о военном детстве

Сегодня народному художнику Удмуртии, лауреату Госпремии УР и почетному гражданину Кизнерского района исполняется 87 лет.

Помимо этой праздничной даты наше небольшое интервью посвящено 80-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и разгрому немецко-фашистских войск под Москвой, а также 60-летию творческой, педагогической и общественной деятельности Петра Семенова.

В ходе беседы Петр Садофьевич поделился воспоминаниями о своем военном детстве. Он встретил войну глазами 7-летнего ребенка в родной деревне, из которой в 1941 году мужчин начали призывать на фронт.

«22 июня фашистская Германия внезапно напала на нашу Родину — Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. К 30-ым годам после разрухи во время революции и гражданской войны в стране уже было восстановлено народное хозяйство, завершилось колхозное строительство, в магазинах появились различные товары и новые ароматы: свежего хлеба, конфет, пряников и душистого мыла. Молодые начали активно жениться, рожать детей - «Жить стало лучше, жить стало веселее!», - рассказывает художник. – И вот — война!

Мы, дети, с острой детской наблюдательностью замечали, что взрослые о чем-то загадочно говорят, тревожно поглядывая на нас. Потом вдруг в нашей деревне началось веселье, молодёжь гуляла с гармошкой и песнями. Оказалось, что наших парней призывают в армию, на войну. Уходили парнишки после окончания десятилетки, наспех прошедшие военную подготовку. Сейчас известно, что 9 из 10 новобранцев погибли. Им трудно было противостоять хорошо обученному и подготовленному к войне противнику. В первые месяцы войны многие воинские части, стоявшие на западной границе, попадали в танковые котлы и были в окружении, из которого с трудом выходили.

На фронте события складывались не в нашу пользу. Враг начал блокаду Ленинграда, настойчиво рвался к Москве. Оценив обстановку, партия и правительство к началу осени 1941 года приняли нелёгкое решение — мобилизовать отцов семейств, сначала с одним ребёнком, потом с двумя-тремя малышами.

Наши отцы были старше ушедших на фронт подростков, имели жизненный опыт, некоторые из них и боевые навыки (война с испанским фашизмом, разгром бандитских шаек). Отцы семейств, вступив в ряды защитников Родины, доказали, что они принадлежат к той когорте солдат и имеют такой геройский характер, который проявился позже, при разгроме немцев под Москвой, снятии блокады Ленинграда, освобождении от фашизма всей России, а также братских народов Украины, Белоруссии и стран западной Европы: Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии и других».

По воспоминаниям художника, с войны отцы вернулись не все. Вместо родных людей в семьи приходили «похоронки», а иногда уже после них и запоздалые письма погибших. Так случилось и в их доме: вскоре после получения известия о смерти пришло письмо от отца семейства Садофия Васильевича с рисунком его торса, где точками были помечены места его ранения. По справке Военкомата он погиб в феврале 1945 года и был похоронен на чужой земле, а в родной стороне оставил тещу, жену и троих детей, младшая из которых умерла в трёхлетнем возрасте.

«Страда от слова «страдать», оно обозначает переживание каких-то трудных жизненных ситуаций и событий. Война для всех оказалась трагической страдой. Фронтовики, преодолевая ее, страдали, побеждали и победили. У нас, в тылу, была тоже страда, только мирная, и здесь тоже надо было побеждать силами стариков, женщин и детей. Эта страда ради жизни, ради возрождения, - продолжил свое повествование Петр Садофьевич. - &&& В осиротевшей без мужиков деревне продолжалась жизнь. Оставшиеся вырабатывали трудодни для семьи, для фронта. Дети, быстро повзрослевшие не по годам, трудились на конских дворах и фермах, помогали на уборке урожая. Особенно детям нравилась конечная цель уборки. Перед тем, как на столе красовался бы венец этой страды — каравай хлеба, нужно было собрать колосья после жатвы и молотьбы снопов. Зная мудрую народную пословицу: «Колос к колосу, Родине — сноп», дети чувствовали, что они помогают фронту, Родине, и гордились этим.

Таким образам, «дети войны» выдержали всё, что выпало на их жизненную долю и не сломались, а вместе со всеми встретили Победу. Потом каждый строил свою судьбу в соответствии с обстоятельствами и личными качествами и характером. Большинство из них, получив специальность в различных областях народного хозяйства, промышленности, науке и искусстве, вместе с победителями приступили к восстановлению страны от послевоенной разрухи.

В широком понимании «дети война» - это космонавты, создатели щита, «купола» нашей Родины, руководители, ученые, деятели искусств, простые труженики, многие из которых удостоены званиями лауреатов престижных премий в самых разных отраслях».

Семенов привел в пример своих коллег по цеху работников искусства и педагогов, многие из которых также входят в категорию «дети войны». Среди них народные художники Удмуртии Александр Ложкин и Семен Виноградов, художники Лев Костылев и Аркадий Яковлев.

Что касается педагогов, Петр Садофьевич отметил, что к 75-летию Великой Победы в УдГУ был выпущен сборник воспоминаний ветеранов «Дети войны», в котором названы имена преподавателей, их достижения и научные работы, признанные в России и за рубежом. Кстати, сам он занялся педагогической деятельностью в августе 1961 года с приема вступительных экзаменов именно в этом вузе. В течение 13 лет заведовал кафедрой рисунка и скульптуры, удостоен звания «Почетного профессора УдГУ». Своим учителем Петра Садофьевича считают более десятка известных членов Союза Художников России и преподавателей ИЗО в школах искусств Удмуртии.

На протяжении 14 лет он возглавлял Правление республиканского Союза художников. Благодаря его чуткому руководству, активному взаимодействию с властью в эти годы значительно улучшилась материальная база организации: появилось новое здание Художественного фонда, выделено помещение для выставочного зала, открылся Музей изобразительных искусств.

Его полотна экспонировались на зональных выставках «Большая Волга», всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках (Монголия, Венгрия, Болгария). Репродукции размещались в профессиональных художественных журналах («Творчество», «Искусство», «Художник») и общественно-политических («Огонёк», «Работница», «Юность», «Здоровье»), выходящих миллионными тиражами. Работы художника Семенова находятся в частных коллекциях во Франции, Германии.

И, конечно же, большое внимание Петр Садофьевич в своем творчестве уделил теме Великой Отечественной войны. В эту серию входят триптих «Дети войны», полотна «Н.Ф.Сидоров – отец восьми погибших сыновей», «Где Вы, друзья-однополчане» и другие.

просмотров: 130

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.