Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:57, 26.09.2014

Глазовские староверы. Сколько их? Что для них счастье?

Валентина Сергеевна Шудегова, заведующая библиотекой села Октябрьское, - из староверов. 12 июня она стала участницей старообрядческого праздника в селе Кулига Кезского района.

- Народу было много, со всех уголков Удмуртии, - рассказывает она. – Радует, что приехала молодежь. Из Глазова, Октябрьского, Курегово и Самков были делегации, парни и девушки, это добрый знак.

- У нас в Октябрьском немало  старообрядцев, и все серьезно относятся к вере, - рассуждает Валентина Сергеевна. - Знают, что старообрядчество появилось триста лет назад, прошло огонь и воду, было бито в советские годы, но выжило. Надо беречь веру, это понимают не только воцерковленные люди, но и остальные. Очень помогают власти республики. Всячески нас поддерживают.

Два перста или щепоть?

Хранители традиций

Староверы

История Русской Православной Старообрядческой Церкви неотделима от истории древнерусской церкви и берёт своё начало со времен князя Владимира и крещения Руси.

Наиболее тесные узы связывали Русскую Церковь и Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого Русская митрополия входила до конца XVI века. Первыми русскими митрополитами были греки.

Некоторые достижения Русской Церкви были уникальными для того времени. Так, на Руси, впервые на всем православном востоке, была создана печатная Библия.

В начале XX века в России проживало около миллиона старообрядцев. Благодаря любви к книге и знаниям старообрядцы стали сословием, в котором грамотность и высокая культура уже в конце XVII века стали всеобщим явлением. В XIX веке старообрядцами была основана целая система народного просвещения. Только в одной Нижегородской области существовало более 200 начальных домашних школ.

Образованность этих людей сыграла положительную роль в экономическом и культурном развитии России. По сведениям различных исследователей, до 60 процентов российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Только по таким фамилиям, как Прохоровы, Рябушинские, Морозовы, можно написать историю российского предпринимательства.

Они пополняли доходную часть государственного бюджета, занимались благотворительной и меценатской деятельностью. Ими основаны такие театры  Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова.

Старообрядцы в течение нескольких сотен лет являлись хранителями живого образа древнерусской и древнехристианской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались из поколения в поколение. Благодаря этому до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней музыки. И, конечно, самой православной культуры. 

Валентина Шудегова о старообрядчестве знает все. И сама все каноны соблюдает. 

- Ваша вера очень самобытна, - говорю ей.

- Да, крестятся у нас двоеперстием, а не щепотью, но не это самое важное: дети из семей староверов воспитываются в трудах праведных, в исключительном почтении к родителям и предкам своим, они не позволяют себе грубых слов и поступков. Таковы люди старой веры, я этим горжусь.

Крестный ход 

- Валентина Сергеевна, к каждому празднику участники готовятся особенно, это так? 

- Вы правы. Нынче из деревни Кузьма Кезского района крестным ходом до Кулиги шла молодежь, путь неблизкий - 30 километров. Физически трудно перенести такую дорогу, но они не роптали. На праздник приехали бабушки-староверки  из деревни Смольники Дебесской стороны. Их корни - в землях Красногорья, но бабушки уже давно уехали оттуда. Несмотря на солидный возраст, участвуют во всех старообрядческих праздниках, соблюдают каноны.

Духовные корни

- А много ли староверов в Глазове?

- Их по фамилиям узнать можно. Все Вихаревы, Гавшины, Ичетовкины, Лузянины, Макаровы, Снегиревы, Тебеньковы, Тонковы, Ключеровы, Копысовы, Котляковы, Кудрявцевы, Конышевы, Крысовы, Шашовы пошли от староверов-пращуров. Да не только они. Всех не перечислить. Конечно, не все сохранили веру, многие первый раз о своих духовных корнях услышат. Но, может, захотят узнать больше.   

Церкви старообрядцев

Старообрядчество сохранилось во многих регионах. Изменилось – да, но не умерло. В последнее время образуются новые общины, в них приходят новые люди, возвращаются те, кто не забыл, что в их жилах течет старообрядческая кровь.

- Мы планируем строительство своей церкви, - говорит Валентина Шудегова. - У нас уже есть документы, землю нам отвели. Но нет денег. Будем собирать с миру по нитке. Построить церковь - одно, а создать общину совсем другое, дело нелегкое. Если удастся собрать общину, то и церковь можно построить. Мусульмане мечеть в Глазове строят. Молодцы! Мы тоже будем собирать пожертвования. Нам нужна церковь, чтобы быть вместе, молиться, исповедаться.

На праздники старообрядческой культуры люди едут и в Кезский район, и в  Красногорский.  Значит, и в Глазов станут ездить.  

Староверы до восьмого колена

- Расскажите о своей семье.

- Мои предки до седьмого-восьмого колена - православные христиане, которые несли в себе порядок и знания староверские. Примерно в середине 18 века они переселились из Кировской области на Курьинскую сторону.

Там образовали основные деревни, где поселились. Помню себя в раннем детстве - я видела и понимала, как папа, мама, бабушка гордились: они несут в себе старую веру! И помню свое внутреннее ощущение гордости: я - староверка! До сих пор горжусь.

Воспитание верой 

- Валентина Сергеевна, как ваша семья - муж, дети - относится к вере?

- Сыновья и молятся, и посты держат, и детей в этом духе воспитывают. У моих сестер то же самое. Муж был не из старообрядцев, но покрестился и стал человеком нашей веры. Это - счастье.

Свой путь

- Расскажите о крестных ходах, в которых вы участвовали. 

- Очень большой старообрядческий крестный ход - Великорецкий в Кировской области. Я его прошла трижды.

- Что чувствовали в пути?

- Во-первых, это большая нагрузка: надо пешком 160 километров пройти. Но люди проходят! В пути поют церковные песнопения.

Идешь по лесу, и такая связь с Богом ощущается, что кажется, ты вот-вот взлетишь! Слышишь пение птиц, впитываешь звуки, красоту природы, воздух! Это непередаваемое чувство. Полностью уходишь от мирской жизни, потому что понимаешь: надо жить ради того, чтобы найти свой путь к Богу и  не сделать на этом пути ошибок.

Крестный ход дает цель, куда и зачем надо идти. Есть время, чтобы подумать обо всем этом. Дорога длинная - два дня в одну сторону идешь, день в Великорецке - там службы бывают, а потом после ночевки молодежь идет на реку Великую. 

Однажды на наш крестный ход приехал молодой отец с маленьким сыном. Мальчишечка то пешком шел, то на папе ехал. Отец к нему – с таким вниманием! Очень трогательно было. Пока есть такие папы, вера будет жить. 

«Идите за мной…»

- Валентина Сергеевна, что бы вы хотели сказать нашим читателям?

- Господь сказал: «Идите за мной. Ибо иго моё - благо, и бремя мое легко». Эти слова - главный ориентир в моей жизни.

А если вам интересна история глазовского старообрядчества или вы готовы поделиться воспоминаниями о своих близких, прошедших духовный путь в этой вере, звоните мне по телефону 8-912-468-27-68 или пишите: schud.vs@yandex.ru.

Ключевые слова: Глазов
Источник: Газета «Красное знамя»
просмотров: 308

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.