Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:47, 29.04.2015

Валентинов день

История одной глазовской семьи в картинках

В 1905 году пионер цветной фотографии в России Сергей Прокудин-Горский отправился в первую большую фотоэкспедицию по Российской империи, в ходе которой сделал свыше четырехсот цветных снимков Кавказа, Крыма и Украины. А спустя десять лет в городе Молочанске Запорожской области в семье Эдуарда Ивановича и Терезы Ивановны Гальблауб родился сын - Валентин. Тогда еще никто не знал, что именно этому мальчику суждено приехать в далекую Удмуртию и стать первопроходцем цветной фотографии в Глазове.

На «Смену»!

Валентин Гальблауб - мастер золотые руки. Ни минуты не сидел без дела. Всегда что-то изобретал, пилил, строгал. В собственной мастерской на огороде. 1995 год.

Удмуртия - родина не только зеленых помидоров, но и сладкого винограда.

Фотоувеличитель, сделанный своими руками.

Братья Анатолий и Эдуард Гальблаубы на лодке, построенной отцом. Чепца, c/о «Строитель», май 1981 года.

На Духовском кладбище. 1958 год.

Здесь в 1951 году Валентин женился на скромной девушке Александре из деревни Бачумово, здесь же в Глазове у Гальблаубов родились трое сыновей – Анатолий, Эдуард и Александр.

Валентин Эдуардович работал в МСУ-58, слыл мастером на все руки – электрик, жестянщик, слесарь, плотник, каменщик, сварщик, столяр - казалось, нет такого дела, которое не было бы ему по плечу. Однажды в 1956 году на День строителя коллеги подарили ему именной фотоаппарат «Смена». Простенький, в пластмассовом корпусе, но уже тогда Валентин сумел разглядеть в нем безграничные возможности. И хоть раньше заниматься фотографией не доводилось, он задумал снимать семью, друзей, городские достопримечательности – на память.

- Мы жили в коммуналке по улице Комсомольской, 28, - вспоминает сын, Эдуард Гальблауб. – В нашей комнате шесть человек, у соседей – пятеро, и одна на всех кухня и ванная. Сейчас я удивляюсь, как в этих условиях отец ухитрялся печатать свои фотографии. Обычно он дожидался ночи, расставлял на табуретках фотоувеличитель, собранный собственноручно, бачки, ванночки, подвешивал к потолку красный фонарь и запирался в ванной. Нас, детей, тогда мало интересовало, где папа брал пленки и реактивы, в каких магазинах покупал фотобумагу. Это сейчас любые фотопринадлежности продаются на каждом углу, а тогда, в 50-е, пойди их  найди.

Привет из прошлого

О том, какое бесценное наследство в виде городского и семейного фотоархива оставил ему отец, Эдуард Валентинович узнал лишь три года назад, когда стал разбирать в гараже отцовские вещи и случайно наткнулся на коробки с пленками.

- Все думали, что эти пленки трофейные, мол, откуда у нас в те годы цветные? Но нет, пленки были наши – советские. Сканируя слайды и негативы, я не переставал удивляться: неужели этот малыш в панамке, крутящий педали трехколесного велосипеда – я? А рядом кто - брат? А вот отец с мамой совсем молоденькие. Полвека минуло, а я будто заново открывал для себя свое прошлое. Столько воспоминаний нахлынуло. Особенно когда увидел на фото двор своего детства, вид из нашего окна – горку, грибок, веревочные качели. Я словно наяву слышал скрип деревянной лестницы, голоса друзей, запах домов. Что я при этом чувствовал – не передать словами.

Когда деревья были маленькими

А благодаря группе «Глазов-ретро» в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» фотографии Валентина Гальблауба увидел весь город и даже те, кто много лет назад его покинул.

- Александр Планкин, автор этого проекта – мой друг, - рассказывает Эдуард Валентинович. – Я посылал ему отсканированные снимки отца, а Александр размещал их на своих страничках в интернете.

Эти цветные и черно-белые фотографии и впрямь уникальны. Где еще увидишь родной город таким, каким он был в 50-70-е годы – Горсад, березовую рощу вместо Ледового дворца, дощатый павильон - прародитель будущего пивбара в парке Горького. Молодежь, глядя на снимки, не верит своим глазам: это Глазов? Деревья у «России» совсем маленькие, а улица Кирова буквально утопает в зелени!

Старожилы чуть ли не с лупой изучают дворики, которых давным-давно нет на свете, с удивлением опознают в мальчишках и девчонках своих друзей детства. Вспоминают школу, одноклассников, соседей. Наверное, фотограф Валентин Гальблауб так себе это и представлял, когда охотился за дефицитной пленкой, перезаряжал по вечерам кассеты - на ощупь, сунув руки в специально сшитую светонепроницаемую муфту, а потом всю ночь колдовал над проявителями-закрепителями.

«Святая» яма и виноград

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. В 1965 году семья Гальблаубов получила по распределению земельный участок в садовом обществе «Строитель».

- Отец радовался: когда-то давно он собирал в этом сосновом бору под Солдырем грибы и уже тогда мечтал о домике на берегу Чепцы. И вот мечта сбылась. Он сразу же начал строить планы: тут посадим черную смородину, там огурцы, помидоры. Мама лишь качала головой: да тут кроме гороха ничего не растет. Но у Валентина Эдуардовича росло всё – яблони, груши, кукуруза, грецкий орех, арбузы с дынями и, конечно же, его гордость – виноград. Такие урожаи снимал, что местным садоводам и не снились.

- Видно, рука у тебя легкая - удивлялись соседи.

Надо ли говорить, что дом глазовский Мичурин тоже построил своими руками. Заприметив где-нибудь подходящую досочку (стройматериалы простым смертным тогда были недоступны), крепил ее к велосипедной раме и в дождь ли, в снег ли – вез на Солдырь. Кирпичи от Преображенского собора, валявшиеся повсюду на площади Свободы, также не пропали даром. Их рачительный хозяин грузил на саночки и пешком, зимой, по льду доставлял на участок. Из добротных «освященных» кирпичей Валентин Эдуардович соорудил овощную яму в подполье дома – соленья и варенья в ней не портились никогда. «А что вы хотите, яма-то у меня святая», - шутил глава семейства.

По весне, когда Чепца разливалась, как море, мимо «Строителя» проплывали вереницы бревен, смытых где-то выше по течению. «Это ж сколько добра зря пропадает!» - не выдержал однажды Гальблауб-старший. И чтобы сподручнее было вылавливать бревна из реки, смастерил лодку, просмолил ее, проконопатил и каждую весну спускал на воду. Из бревен, кстати, получилась отличная теплица – простояла без малого полвека.

Любить людей не каждому дано

Нынче 6 мая Валентину Эдуардовичу исполнилось бы сто лет.

- Отец был увлекающимся человеком - виноград, фотография, рыбалка - ему было интересно все на свете, - вспоминает Эдуард Валентинович. – Постоянно что-то изобретал, мастерил, совершенствовал. Казалось бы, он столько всего в жизни перенес, другой бы на его месте давно озлобился, но отец не утратил человечности. Он очень любил людей, был добрым, чест-ным, бескорыстным, умным. И я рад, что папины знания и умения передались моим детям, его внукам – Яну и Денису.

По стопам отца пошли и сыновья Валентина Эдуардовича. Старший, Анатолий, работал фотографом в одном из глазовских фотоателье. Руками Эдуарда построено почти все Левобережье. Он не только трудился автокрановщиком в ЧУСе, но и снимал новостройки сверху – из кабины башенного крана. Эти фотографии также являются украшением «Глазов-ретро». К слову, и виноград у Эдуарда Валентиновича по своим вкусовым качествам ничуть не уступает отцовскому, а в чем-то даже превосходит его.

Да разве и могло быть по-другому в семье, где у детей всю жизнь перед глазами был такой пример? Пример отца.

Ключевые слова: Глазов
Источник: Газета «Красное знамя»
просмотров: 58159

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.