Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

08:48, 15.05.2014

Справиться с автохаосом в Элисте: миссия не выполнима?

Писать в «стоочередной» раз о том, каким безобразием отличается движение автотранспорта на улицах столицы Калмыкии Элисты, признаться, нет ни желания, ни нужды. Об этом не писал только самый ленивый журналист. «Степная мозаика» тоже не раз обращалась к теме. Люди, живущие здесь, все видят своими глазами. А приезжие – они сначала сильно пугаются, потом немеют от изумления, потом… привыкают. Как, собственно, привыкли к автохаосу и сами элистинцы. Давайте попытаемся разобраться, откуда «растут ноги» у проблемы, и как ее решить. Если это возможно.

Писать в «стоочередной» раз о том, каким безобразием отличается движение автотранспорта на улицах столицы Калмыкии Элисты, признаться, нет ни желания, ни нужды. Об этом не писал только самый ленивый журналист. «Степная мозаика» тоже не раз обращалась к теме. Люди, живущие здесь, все видят своими глазами. А приезжие – они сначала сильно пугаются, потом немеют от изумления, потом… привыкают. Как, собственно, привыкли к автохаосу и сами элистинцы. Давайте попытаемся разобраться, откуда «растут ноги» у проблемы, и как ее решить. Если это возможно.

Один из очередных признаков «обнищания» страны – все растущее количество автомобилей на российских улицах и автотрассах. Один из признаков управленческой импотенции наших властей – нежелание или неумение справиться с всё приближающимся транспортным коллапсом. Заранее слышу привычное чиновничье нытьё: «Нет денег». Отвечу просто: они или есть, или их, при желании, можно найти для решения многих проблем, в том числе, и транспортной.

На улицах Элисты с недавних пор вновь появились пассажирские «ПАЗики». И есть информация, что их со временем будет еще больше. С одной стороны, только радуйся: «ПАЗы», в отличие от «ГАЗелей», высокие, просторные, да и стоимость проезда хоть на два целковых, но меньше. Однако вы посмотрите, с каким трудом – и, поверьте, не без риска для пассажиров – водителям приходится парковаться на остановках. Понять психологию пассажироперевозчиков несложно: прибыль любой ценой. Вот только цена эта порой оказывается больной уж высокой. Сообщения о ДТП порой звучат как фронтовые сводки.

«За минувшую неделю на улицах Элисты произошло две аварии с участием маршрутных такси и автобусов, сообщает пресс-служба Управления ГИБДД МВД по Калмыкии. В результате происшествий пострадали девять пассажиров.

Так, в минувший понедельник… в восточной части Элисты столкнулись маршрутный автобус «ПАЗ» и «ГАЗель». Дорожный инцидент произошел на перекрестке улиц Клыкова и Сухэ-Батора. В результате ДТП пострадали пять человек – две женщины 1957 и 1955 годов рождения, две 20-летние девушки и 15-летняя девочка, которая госпитализирована в больницу.

В минувшую субботу в Элисте произошло еще одно дорожно-транспортное происшествие с участием маршрутного такси. Инцидент случился на перекрестке улиц Клыкова и Илюмжинова, где водитель легкового автомобиля «ВАЗ-2112» с просроченными транзитными номерами не пропустил на главной улице маршрутную «ГАЗель» и врезался в нее. В результате столкновения микроавтобус опрокинулся на бок, его четыре пассажира получили ранения различной степени тяжести». (Elista.оrg, ноябрь 2013г.).

Боюсь, мало кто знает об этом, но все пассажиры общественного транспорта в России должны быть застрахованы. Вот выдержки из федерального закона от 14 июня 2012 г.:

«Независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована».

Кто-нибудь слышал о страховых выплатах пассажирам элистинских маршруток, пострадавшим в ДТП? (Они, кстати, достигают более двух миллионов рублей). Я – нет. И вообще, вопрос: «А заключают ли городские перевозчики договоры со страховыми компаниями?

Мало того, что водители «ГАЗелей» на каждой остановке нагло «щемятся» занять место повыгодней, они при этом еще и истошно сигналят, пытаясь обратить на себя внимание пассажиров. Между тем, никто еще не отменял пункт 19.10. Правил дорожного движения – при сдаче экзаменов на право вождения автомобилем правильный ответ на один из вопросов звучит так: «В населенных пунктах звуковой сигнал разрешается применять только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. При этом важно подать его своевременно, а не в последний момент, и он не должен быть излишне продолжительным». Нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. С учетом того, что сигналят практически все «газелисты», представляете, на сколько могла бы пополняться городская казна?

Впрочем, устрой гаишники «показательную порку» и реально оштрафуй бы хотя бы с десяток водителей маршруток, любителей нажать на клаксон уже не осталось бы. Однако сотрудники ГИБДД в данном случае предельно лояльны. Они закрывают глаза на рискованные маневры микроавтобусов на остановках, на звуковую какофонию (хотя жители спальных районов не единожды жаловались на шум), на то, что владельцы частных легковушек паркуют свои машины так, что попросту блокируют пространство на автобусных остановках. Доблестных стражей дорог можно увидеть в этих местах повышенного риска лишь когда ДТП уже произошло.

Кстати, некоторые водители маршруток устанавливают на свои «ГАЗели» нестандартное звуковое оборудование, и сигналы звучат, как пароходные гудки, хотя существует определенный уровень шума в населенных пунктах, превышение которого тоже может послужить поводом для штрафных санкций. В Роспотребнадзоре знают об этом и вроде бы должны контролировать ситуацию. Имеются и специальные приборы, замеряющие количество децибелов. Но никто не спешит выполнять эти предписания. Не могут – или не хотят?

Несколько слов о самих автобусных остановках. Почему-то именно в этих местах спиливают деревья, лишая горожан спасительной в жару тени. Отнюдь не везде увидишь и скамейки, где люди могли бы присесть в ожидании. А ведь были они, все помнят. Куда делись? Полагаю, уж на такие-то мелочи могли бы найтись деньги в городском бюджете.

Что же касается транспортного беспредела местных маршруток и владельцев легковушек, перекрывающих автобусные остановки, то здесь можно было бы предложить службе ГИБДД элементарно выполнять профессиональный долг. То есть наказывать за нарушения Правил дорожного движения. А для воспитания особо тупых и наглых городским властям неплохо было бы приобрести хотя бы один эвакуатор и, как это делается в цивилизованных городах, просто отвозить автомобиль нарушителя на штрафную стоянку. Та самая «показательная порка». Стоимость же такого рода «услуги» обойдется нарушителю ох как недешево. Должно подействовать.

Словом, проблема не просто есть – ее масштабы растут с каждым годом. Надо принимать меры. Там, где это возможно – расширять площадки автобусных остановок, строить новые парковки для личного транспорта. И не стесняться построже применять штрафные санкции, причем ко всем нарушителям. И, наконец, объединить усилия ГИБДД и муниципалитета в решении этих наболевших вопросов. Нужны только желание и слаженные командные действия.

Упрекнуть в незнании ПДД людей в погонах трудно. Отсюда вывод: или не желают, или не могут исправить ситуацию. Не хотелось бы вдаваться в крайности и подозревать гаишников в том, что они что-то имеют с этого бизнеса – тут уже коррупцией пахнет. Предположим более простой вариант: им весь этот автохаос просто «по барабану». Тогда, выходит, перед нами не что иное, как элементарная профнепригодность. Нет, иногда можно увидеть, как сотрудники ГИБДД разгоняют с автобусных остановок владельцев легкового авто. Но, как правило, происходит это лишь в период проведения какой-нибудь очередной недели безопасности, или накануне большого праздника.

Однако есть и еще один из вариантов ответа на вопрос, отчего элистинские гаишники щадят нарушителей. В процессе подготовки материала мне довелось побеседовать с разными людьми – и с самими гаишниками, и с водителями маршруток, и с пассажирами. Вот что я услышал. (Надеюсь, понимаете, имена-фамилии меня не интересовали, а если б я и представился журналистом, мне их никто не назвал бы).

Водитель «ГАЗели» с 12-летним стажем:

– Да, нарушаем. И знаем, что нарушаем. А что делать? Нам план нужно везти, семьи кормить. Это как игра в «казаки-разбойники»: бегаешь от гаишников, а уж если поймали – «отстегивай».

– У нас конкуренция. Нам «газелисты» стараются «кислород перекрыть», не подпускают к месту посадки пассажиров: у нас же и проезд дешевле, и людям комфортней. Вот порой и стоишь где-то в «хвосте», ждешь, когда можно подъехать к остановке. А люди именно к нам стремятся попасть. Недавно спрашиваю гаишника: куда, мол, смотришь – видишь же, что явно нарушает правила водила «ГАЗели»? А он в ответ: «А ты знаешь, кто хозяин этой машины?»

Вот тут и появляется «вариант номер три» ответа на вопрос, отчего сотрудники ГИБДД столь лояльно относятся к явным нарушителям ПДД. Очень показательно высказывание водителя, совсем недавно пересевшего с «ГАЗели» на «ПАЗ»:

– Республика у нас маленькая. Город Элиста – тем более: все же друг друга знают. Там – родственник, здесь – одноклассник, друг, «полчок». Кого наказывать? Гаишник сегодня оштрафует кого-то, а завтра ему какая-нибудь тетка по матери выскажет: ты почему своего человека обидел? И получит он «по самое не хочу».

Вот вам и пресловутый «третий вариант». Этакая особенность национальной ГИБДД-солидарности. Хоть фильм снимай. Тейповые, клановые, дружеские связи – все это реалии не только Калмыкии. Любая российская окраина, тем более, национальные образования, отличаются этим. И касаются такие отношения не только ГИБДД. При этом все знают закон. Включая сотрудников и службы собственной безопасности МВД, и работников ФСБ, и членов всяких там антикоррупционных комитетов. Но как обидеть «своего человечка». Дело даже не в том, что завтра он может «наехать» на тебя за твой «наезд»: перед родней будет стыдно. Ведь до седьмого колена все свои…

На днях зашел в «скворечник» ППС-ников возле гостиницы. Трое молодых сержантов. Адекватны, трезвы, разумны. Представился, рассказал, какой темой занимаюсь:

– Ребята, вы же здесь, в центре, рядом с автобусными остановками, прекрасно все видите, что касается транспортной проблемы. Как думаете, решение есть?

– Пусть думают те, кто там, наверху. У нас другие задачи. Но проблему решать надо.

Расширять проезжую часть в городе, увеличивать размеры автобусных остановок? – обратитесь в управление городской архитектуры, вам там скажут: лимит исчерпан, некуда больше. А транспорта все больше. И по ДТП статистика Калмыкии, увы, далека от благополучной. Что делать?

Боюсь, ответ будет неутешительным. Вот слова человека, много лет отработавшего на маршрутной «ГАЗели», а сегодня он рулит «ПАЗом»:

– Да бесполезно все это. Кругом все свои. Я даже не знаю, как гаишники свой «план по штрафам» выполняют. Культуру надо повышать. Культуру общения, поведения на дороге. Но… Мне кажется, это уже не исправишь.

– Так что – миссия не выполнима? – спрашиваю водителя.

Источник: Степная Мозаика
просмотров: 158

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.