Календарь

Октябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:56, 07.05.2014

О физическом воспитании ойратских детей

Читая старые работы о калмыках в поисках описаний внешности, иногда, я обнаруживал и другие, довольно любопытные, ныне малоизвестные сведения.

Чаепитие в степи. Калмыки. Донская область, Сальский район. Конец XIX в. фонд Российского Этнографического музея Читая старые работы о калмыках в поисках описаний внешности, иногда, я обнаруживал и другие, довольно любопытные, ныне малоизвестные сведения. Так, в 1879 г. российский статистик польского происхождения. Бентковскiй I.В. опубликовал статью «О первоначальномъ физическомъ воспитанiи дѣтей Калмыковъ и Ногайцевъ, кочующихъ въ Ставропольской губернiи», за которую получил бронзовую медаль от императорского Общества естествознания, антропологии и этнографии. В статье описывается уход за детьми калмыков Большедербетского улуса, но закономерности описанные в ней, скорее всего, верны для всех калмыков конца XIX в. Описание Бентковского довольно подробно, и начинается с рождения. «Физическая ихъ жизнь … со дня рожденiя и до самой смерти постоянно находится подъ влiянiемъ самыхъ разнообразныхъ перемѣнъ климата и температуры, начиная отъ 25° тепла и оканчивая морозомъ въ 20°. При всемъ томъ, уходъ за кожею во вcѣ времена года бываетъ у нихъ почти одинаковый». После рождения, независимо от времени года, ребенка купают в теплой воде, с добавлением соли, ладана (или гючель накба - что это такое я так и не понял) и күҗ(и) (куджи из толченного сандала, можжевеловых ягод и какой-то травы растущей в Тибете). Если күҗ нет, то он заменяется ладаном или можжевельником. Автор сомневается, делают ли купание зимой, предполагая, что в холод делается лишь «пример омовения». После отпадения пуповины, для заживления раны ее смазывают курдючным салом или свежим маслом. При подопревании кожу младенца присыпают жженной глиной из-под золы очага, там где обычно постоянно горит огонь. «Пеленанiя или ровнянiя членовъ дѣтей послъ рожденiя у калмыковъ не принято; но замечаемое у многихъ калмыковъ искривленiе ногъ, происходитъ, по нашему, мнѣнiю, отъ устройства колыбели и отъ способа няньчить дътей». Очень подробно описана люлька – үлгэ (юльге). Вид калмыцкой люльки. Вокруг боков (ABCD) она обшивается войлоком, у богатых – сукном. В основании AC укрепляется дуга обшитая войлоком, с которой по линии GD войлок или сукно накрывает всю люльку. EF – трубка «цорго». Со стороны E обтянута войлоком или сукном. Дно трубки «тавик», «тавг?» имеет желобок по которому стекает моча. Иллюстрация из статьи Бентковского, 1879. На дне люльки кладут тюфячек набитый шерстью или войлок, сшитый в несколько листов, на котором лежит ребенок завернутый в пеленки и молодые овчинки. Ребенок охватывает ногами цорго и мочится в отверстие Е. Наличие цорго позволяет ему быть постоянно сухим. Устройство люльки не позволяет ее качать. Летом, когда «мирияды блох» начинают беспокоить ребенка, для него сооружают гамак из аркана, скрученного из рунной шерсти и конского волоса, гамак подвешивается на кибиточной решетке «тэрмэ». Помимо материнского молока, с самого рождения ребенку дают сосать соску из курдючного сала (бараньего хвоста). Будто бы, оно производит очищение желчи. Некоторые дают мальчикам соску из волчьего сала, полагая, что оно сделает человека смелым и храбрым. Грудью кормят до полутора лет, а с полугода приучают к обычной еде: шөлүн (бульон из любого мяса), будан (кипяток подправленный мукой и салом), калмыцкий чай и мясо, при этом приучают сначала к обгладыванию костей. Автор замечает, что печеный хлеб практически отсутствует в рационе, лишь изредка попадая на стол от русских. Спустя полгода, когда дети начинают ползать, калмыцких детей, в отличие от русских, которых носят на руках, начинают сажать на левый бок матери, поддерживая рукой. Дети при этом обхватывают бок ногами. Охват цорго в колыбели и туловища матери, Бентковский считает причинами О-образного искривления ног. Дѣти начинаютъ сидѣть, ползать и ходить, смотря по времени рожденiя, раньше или позже. Если эти акты человѣческаго возраста приходятся на лѣтнiе мъсяцы, то, понятно, и дѣти начинаютъ раньше сидѣть ползать и ходить. Зимою-же эти самостоятельныя дѣтскiя движенiя невозможны. Въ послъднемъ случаѣ дъти начинаютъ ходить въ возрастъ одного года и шести мѣсяцевъ. Вообще, эти способности развиваются въ дѣтяхъ сами-собою, безъ исскусственнаго пpiyчиванiя матерей, которымъ часто и не до того, да въ кибиткѣ и негдѣ этимъ упражняться. Природа въ этомъ отношенiи единственный учитель и помощникъ калмыцкихъ матерей. … Калмыки (богатые, конечно, во-всемъ и вездъ составляютъ исключенiе) лѣтомъ не одѣваютъ своихъ дѣтей до 6, а иногда до 8 лѣтъ. Дѣвочки въ этомъ возрастѣ начинаютъ уже носить штаны (шальбуръ), но рубашки считаются еще роскошью. Haгie и почти нaгie дѣти бѣгаютъ и рѣзвятся лѣтомъ, а зимою, плохо одѣтые, прячутся какъ сурки въ родительскiе шубы, кошмы и во-что попало, или грѣются у пылающаго среди кибитки огня, въ ожиданiи какой-нибудь скудной трапезы и всего чаще будана. Вольныя - какъ широкая степь, рѣзвыя - какъ лѣтнiй вѣтерокъ, кроткiя - какъ домашнiе звѣрьки, калмыцкiя дѣти, привыкнувъ съ самаго рожденiя къ терпѣнiю, легкой и удобоваримой пищъ, ко всѣмъ перемѣнамъ погоды и во всѣ времена года, переносятъ впослъдствiи самыя рѣзкiя атмосферическiя крайности съ удивительнымъ терпѣнiемъ и выносливостью». В доказательство своим словам автор приводит 2 случая: 1. Остановившись проездом в какой-то бедной кибитке, он увидел совершенно голого мальчугана гревшегося у огня. На обратном пути, заехав в ту же кибитку, он подарил ситец на рубашку ребенку. Через некоторое время оказавшись в том же хотоне и войдя в знакомую кибитку, увидел того же мальчугана, по-прежнему голого. На вопрос: почему без рубашки? Мать ответила «я сшила рубашку и надела, он в тот же день ее сорвал – говорит, что в рубашке ему холоднее». 2. Будучи в первых числах марта, на незнакомой дороге с молодым проводником калмыком, лет 22, не доехал до намеченного ночлега. Снег уже сошел, но по ночам было еще очень свежо. Небо заволокло тучами, начались гром и молнии, полился дождь. После часа езды под ливнем и осознания того, что дороги не найти, решили ночевать в степи. Бентковский остался в тарантасе, закутавшись фартуком и зонтом, калмык же раздевшись донага, всю одежду спрятал под фартук, а сам лег под тарантас. Ливень шел до полуночи. С мелким дождем до рассвета. Проводник ворочался в воде, дрожал и стучал зубами. Серьезно обеспокоившись Бентковский, приглашал его в тарантас, но тот не согласился. Когда заря начала заниматься парень вылез из под тарантаса, оделся в сухую одежду и после «добраго» стакана водки согрелся. Запрягши лошадей, они поехали. После второго стакана парень повеселел и уверял, что если бы он не разделся, то одежда была бы мокрая, и он мог бы простудиться… В заключение калмыцкой части обзора автор писал: «Такова система калмыцкаго воспитанiя и логика. Система, конечно, ultra-спартанская; но при другой системѣ такiе результаты физического воспитанiя дѣтей немыслимы». Я же вспомнил наш визит к монгольским ойратам, работающим сейчас в СПК «Кировский». Дело было в ноябре 2012 г. Еще не зима, и даже вроде бы плюсовая температура, но в степи при резком ветре довольно холодно в двух- и даже трехслойной одежде. Больше всего меня удивили пацаны, которые бегали в футболках и полуверах. Незадолго до этого только-только выздоровел мой ребенок, которого пришлось водить в поликлинику, пичкать лекарствами и одевать в плотные куртки, чтобы на улице его не продуло. Я сам также только-только оклемался после нескольких дней высокой температуры и потому, в отличие от некоторых из нашей компании, не горел желанием форсить в легкой одежде. Учитывая это, одежда детей наших монгольских братьев вызывала у меня некоторый диссонанс. На вопрос: не легко ли они одеты? Отец ответил «Аааа, нормально, они не болеют». Кочевка монгольских ойратов у п. Кормовой. Обратите внимание на разницу в одежде детей и взрослых. Яшкульский р-н, РК, 2012-11-11. Фото Хойт Санжи. В общем можно сказать, что система физического воспитания детей современных монгольских ойрат мало отличается или практически не отличается от таковой у европейских ойрат конца XIX в., но имеет громадные отличия от таковой у европейских ойрат конца XX – начала XXI века. Хойт Санжи.

Источник: Бумбин Орн, ИА
просмотров: 288