Волейболистка «Уралочки» и сборной России о том, как пришла в спорт, почему боялась Николя Карполя и предстоящем Чемпионате мира.
Чуть меньше месяца осталось до Чемпионата мира по волейболу. Женская сборная России на днях заняла третье место на турнире Гран-при. Девушкам дали четыре дня выходных, чтобы отдохнуть и набраться сил перед главными соревнованиями планеты. От «Уралочки» на мировое первенство в этом году поедет только одна волейболистка, зато какая! Ирина Заряжко в прошлом сезоне стала настоящим открытием российского женского волейбола. В перерывах между встречами и делами спортсменка нашла время рассказать JustMedia о подготовке к Чемпионату мира, «Уралочке», Николае Карполе и своих первых шагах в волейболе.
— Ирина, Чемпионат мира совсем скоро. Как оцениваете готовность, свою и команды?
— У нас был тяжелый Гран-при, на финале понимали, что не хватает сил уже, играли на морально-волевых качествах. Сейчас исправим те ошибки, которые были, и, думаю, будет гораздо лучше.
— Силы остались?
— Да, нам дали четыре дня выходных, отдохнуть, накопить положительных эмоций.
— Как проводите эти дни?
— Я гуляю, навожу красоту, всякие маникюры, стрижки, как любая девочка, и самое главное – общение с друзьями.
— Если говорить о предсезонных турнирах, то сборная выступила не очень удачно. Почему так получилось, на ваш взгляд?
— Наверное, говорить, что совсем провально выступили, нельзя. Конечно, не заняли первые места, но я думаю, сказывается молодость команды, нехватка опыта. Еще не все научились держать внимание в сложных ситуациях, когда ты устал. Поэтому, я думаю, это все опыт, и в дальнейшем таких ошибок не будет.
— Сборная заметно обновилась. Успели сыграться?
— Да, все игроки – профессионалы, в клубах также происходит обновление, поэтому мы готовы, что нам придется играть с новыми партнерами, поэтому, я думаю, это не основная проблема.
— Кого считаете главными соперниками на ЧМ?
— Это женский волейбол, и часто можно поиграть команде, идущей на последнем месте. Это Чемпионат мира, все команды будут настраиваться максимально. У нас вечная борьба с Бразилией, это очень сильная команда. Азиатские команды непростые, у США очень быстрый волейбол, с ними сложно играть.
— Вас называют восходящей звездой. Как вы к этому относитесь и чувствуете ли вы ответственность?
— Если честно, это на меня так давит! В прошлом году был первый сезон в сборной, была расслабленность, много чего получалось, поэтому все стали возлагать какие-то бешенные надежды. По себе я знаю, что есть много моментов, над которыми нужно работать.
— В «Уралочке» тоже много новичков в этом году. Успели познакомиться?
— Я не видела еще девчонок, они в Баку на сборах, не провела еще ни одной тренировки с ними. С некоторыми я уже играли, кто-то раньше был в соперниках, поэтому, думаю, не должно быть проблем.
— Многие ведущие игроки «Уралочки» ушли в другие клубы, вы наоборот продлили контракт. Почему?
— Поиграв здесь три года, я чувствую, что мне еще есть, чему здесь научиться, что я хочу работать здесь.
— Расскажите, как попали в свердловский клуб?
— Первый мой клуб был «Самородок» в Хабаровске, когда закончился контракт, и я поняла, что я не хочу продолжать карьеру там, я «Уралочку» изначально не рассматривала, потому что мне казалось, что это слишком сильная команда для меня, что меня сюда не возьмут. Когда поступило предложение от Николя Васильевича, я была удивлена, но решила попробовать.
— Страшно было?
— Страшно, да! Потому ты этого человека раньше видел только в телевизоре, как он кричит, и было удивительно потом увидеть его с другой стороны.
— Как вам работается с Карполем? Многие волейболистки рассказывают, что его крики помогают во время игры, - действительно так?
— Это завит от твоего состояния, я человек тоже эмоциональный и завишу от настроения. В какой-то момент спокойно воспринимаю его крики, понимаю, что он хочет донести, а бывает так, что вообще ничего не могу воспринять, обижаюсь потом.
— Отличается от Юрия Маричева?
— У них очень разный тренировочный процесс, но в этом году было много собраний, разборов игры, и я поняла, что общая идея у них одна – они требуют соблюдения игровой дисциплины и концентрации внимания.
— Чемпионат Европы вам пришлось смотреть с трибуны, Юрий Маричев рассказывал, что вы рвались играть. Действительно тяжело было смотреть за играми со стороны?
— Мне кажется, со стороны это воспринимается более эмоционально, ошибки все виднее. Например, не понятно, почему они не достали мяч, когда он казался таким легким, а на площадке в той же самой ситуации ты бы поступил точно так же. Я очень благодарна Юрию Николаевичу, что он меня вообще взял, потому что это большой опыт, даже на трибуне. Особенно, когда команда выигрывает и показывает свою лучшую игру.
— Вас можно заметить на трибунах и на баскетболе, нравятся другие виды спорта?
— Да, сегодня на футбол собираюсь. Я очень люблю смотреть спортивные соревнования, но вживую, по телевизору вообще не смотрю, хоккей люблю, баскетбол. На мини-футбол в прошлом году ходила, тоже очень понравилось.
— Вы эмоциональный болельщик?
— Я когда хожу на малознакомые виды спорта, я сижу и расспрашиваю. А когда понимаю, когда играют знакомые, друзья или брат, я болею громко.
— С вашим ростом как раз в баскетбол играть. Как вы оказались в волейболе?
— Это веселая история. У меня папа – волейболист, а мама – баскетболистка, и мама хотела отдать меня в баскетбол к своему тренеру, но он к тому моменту перестал тренировать девочек, поэтому к нему отдали брата, а меня в волейбол. Мама сказала: «В волейбол я тебя отдала, чтобы ты красиво смотрелась на пляже. Потому девочки на пляже так красиво стоят в кружочке мячик подкидывают, а я не умела, дочка у меня будет уметь». А брата отдали в баскетбол, чтоб он детям в детском садике на сончасе спать не мешал. А сейчас оба в сборных России играем, мама не ожидала такого.
— За вас персонально кто-то болеет в зале?
— У брата редко получается, потому что тоже график, мама приезжает на игры в города, которые рядом с Новосибирском, на Кубок Ельцина в том году приезжала, я всегда рада ее видеть на играх. Тем более, здесь очень приветливый болельщик.
— Клуб сейчас проводит акцию «С Уралочкой к здоровому образу жизни», где главный приз – завтрак с волейболистками. Вы лично часто общаетесь с болельщиками?
— Часто! У нас в Нижнем Тагиле есть девушка Лена, очень большая поклонница, вместе с сыном всегда приходят, у меня уже большая коллекция медведей, которые они мне подарили. На Кубке Ельцина они мне вручили большой букет из надувных шаров, очень яркий и красивый. Она даже в аэропорт приезжала нас встречать, очень приятно.
— В социальных сетях часто пишут?
— Там чаще пытаются познакомиться, после игр пишут. Если хорошо сыграли, поздравляют, плохо – ругают.
— Вы активный пользователь сетей?
— Да-а (смеется)! Мне иногда лень что-то писать, но очень люблю читать новости и смотреть фотографии чужие. К тому же друзей очень много по всей России, переписываемся, так что я интернет-зависимый человек.
— Как прошло межсезонье? Успели отдохнуть?
— Сразу после сезона проводила время дома с родными, потом после турнира Монтрё были недельные каникулы, я с подругой ездила в Барселону.
— Напоследок наш традиционный вопрос в преддверии 1 сентября — как вы учились в школе?
— Я была воспитанной, спокойной девочкой, проблем больше было с братом, меня ставили постоянно в пример. Была хорошисткой.