Уральскому проектно-изыскательскому институту транспортного строительства («Уралгипротранс») в среду, 15 июня 2016 года, исполняется 80 лет.
«Уралгипротранс» был организован правительством СССР в 1936 году для проектирования объектов железнодорожного транспорта. Местоположение уральского отделения Союзтранспроекта именно в Свердловске (ныне Екатеринбурге) не было случайным: в годы первых пятилеток основной упор делался на развитие восточных районов, богатых полезными ископаемыми и энергетическими ресурсами.
С приходом Великой Отечественной войны, объем железнодорожного сообщения между Уралом и западными районами страны резко увеличился, железные дороги не были к этому готовы. Перед коллективом «Уралтранспроекта» встала грандиозная задача по обеспечению проектно-сметной документацией многочисленных транспортных объектов.
По окончании Великой Отечественной все силы страны были направлены на восстановление разрушенного хозяйства западных регионов, в том числе железных дорог. В 1951 году по приказу Министерства путей сообщения «Уралтранспроект» был реорганизован в Уральский Государственный проектно-изыскательский институт «Уралгипротранс» МПС СССР, получив, таким образом, государственный статус.
Перед проектировщиками была поставлена задача резко увеличить местные перевозки для быстрорастущей промышленности и одновременно пропускать огромный транзитный поток грузов и пассажиров в направлении восток-запад.
В 1954 году было создано Министерство транспортного строительства, под руководство которого и перешел проектно-изыскательский институт.
Характерной особенностью развития институтов Минтрансстроя было то, что Минтрансстрой не только выделял необходимые капитальные вложения на развитие своих организаций, но и поручал им выполнение строительно-монтажных работ. Принцип «сами проектируем - сами строим» стал огромным преимуществом института.
География работ «Уралгипротранса» переместилась с Урала на запад до берегов Волги, на восток - до реки Амур, на север - до Заполярного полуострова Ямал, на юг - до берегов Каспия. По заданию Минтрансстроя специалисты института принимали участие и в развитии железнодорожного транспорта зарубежных стран: Куба, Сирия, Алжир, Мозамбик, Монголия, Мадагаскар, Турция. С 1966 по 1985 годы объем выполняемых институтом проектно-изыскательских работ за это время вырос более чем на 200 %, а численность - до 1 тысячи 100 человек.
К характерным особенностям данного периода работы института следует отнести наличие в тематическом плане крупных объектов, таких как железнодорожные линии Ново-Сергиевская (Погромное) - Пугачевск, Решоты - Богучаны, участок Байкало-Амурской магистрали, а также Свердловский (Екатеринбургский) метрополитен.
В 1993 году «Уралгипротранс» был преобразован в открытое акционерное общество. Сегодня институт ведет деятельность во всех регионах России.
Коллектив «Уралгипротранса» поздравил с юбилеем глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб, отметив огромный вклад предприятия в развитие Екатеринбурга и формирование нынешнего облика уральской столицы. Он пожелал сотрудникам проектной организации благополучия, дальнейших успехов в профессиональной деятельности на благо Екатеринбурга, Свердловской области и России в целом.
Текст подготовил Дмитрий Мигалин (телефон +7 (343) 354-56-51), фото www.yandex.ru