Директор Института муниципального управления, доктор юридических наук, профессор Игорь Выдрин в программе «Послесловие» на телеканале «41-Домашний» рассказал о тенденциях в развитии института местного самоуправления.
Ведущий: Добрый вечер! В эфире программа «Послесловие». 230 лет назад императрица Екатерина II подписала Жалованную грамоту городам. Это был первый законодательный акт в российской истории, посвященный местному самоуправлению. Можно ли это назвать праздником, мы сегодня будем говорить с директором Института муниципального самоуправления Игорем Выдриным. Игорь Вячеславович, добрый вечер!
Выдрин И.В.: Здравствуйте!
Ведущий: Первый вопрос: праздник ли это для Вас, и есть ли чем управлять?
Выдрин И.В.: Указ Президента России в 2012 году, утверждающий День местного самоуправления, ориентировал нас, что это памятное, знаковое событие, это попытка воздать должное местному самоуправлению. Я полагаю, что в 90-е годы именно главы муниципальных образований, Аркадий Чернецкий и подобные ему по масштабу личности, которые избирались всенародно, отстояли социальную стабильность и спокойствие в России и в крупных, и в малых городах. Президент рекомендует органам местного самоуправления, органам государственной власти, общественным институтам отмечать это мероприятиями. Такое мероприятие в преддверии Дня местного самоуправления проходило в Екатеринбурге 12 апреля - это Ассамблея депутатов местных представительных органов из городов Свердловской области.
Ведущий: Какова задача этой Ассамблеи?
Выдрин И.В.: Было 15-17 городов на этом мероприятии. Задача - наладить, укрепить конструктивное взаимодействие по линии местной представительной власти и выработать общие позиции стратегии развития муниципальных образований и местного самоуправления в целом.
Ведущий: Есть ли противоречие между курсом на дальнейшее выстраивание вертикали власти и выслушивания, влияния на власть «гласа народа»?
Выдрин И.В.: Конституция провозгласила, что органы местного самоуправления в систему государственной власти не входят, но все последние годы происходит процесс втягивания местного самоуправления, приближения его к государственной власти. Получается, что оно целиком зависит от правил, устанавливаемых, в первую очередь, федеральной властью, во-вторых, региональной. По всем аспектам местного самоуправления, начиная от финансов и экономики, права, даже местного функционала - все это регламентируется федеральной и региональной властью. И, к сожалению, очень подвержено изменениям. Здесь какого-то выбора нет у местной власти, она целиком подчиняется тем решениям, которые идут сверху.
Ведущий: Складывается впечатление, если говорить про нашу Свердловскую область, что происходит постоянный отъем полномочий, забирают градостроительство, здравоохранение, рекламу и другие сферы, переводят на уровень региональной власти, а городу остается только мусор убирать?
Выдрин И.В.: В 2014 году произошел новый виток такой реформы, и не в пользу местного самоуправления, это совершенно очевидно. Это идея дробления городов, имеющих районное деление, это и изъятие отдельных, самых условно «лакомых» полномочий: градостроительных, рекламных и других. Пока, если говорить о Свердловской области, это касается только Екатеринбурга, другие муниципалитеты не затрагиваются. Делается это под таким предлогом, что, например, градостроительные полномочия связаны с утверждением Генерального плана развития города, это должно повысить инвестиционную привлекательность Свердловской области в целом за счет одного города - столичного, административного центра.
Ведущий: Кто везет, на том и едут?
Выдрин И.В.: Да, так получается. И еще одно направление: вызов, который сегодня брошен, что сейчас происходит во всей стране - это внедрение одной модели муниципальной власти, на восемьдесят процентов унифицированной модели, на всю Российскую Федерацию. Недавно у нас в области был принят закон, что в 88 муниципалитетах из 94 глава муниципального образования избирается депутатами. Оставили только Екатеринбург, Нижний Тагил и еще четыре города - закрытых административно-территориальных образования. Чем мы будем заниматься завтра, какие новые реформы будут предложены? Это сказывается на структуре муниципальной власти, на ее штате. Например, градостроительные полномочия отняли - это вызывает сокращение штата. Такая непредсказуемость, не проводимое должным образом обсуждение этих вопросов, вызывает большую настороженность и неприятие у муниципальной власти, да и у местного сообщества тоже.
Ведущий: Что тогда остается людям в качестве волеизъявления: ТОСы, публичные слушания?
Выдрин И.В.: Формы прямой демократии это ТОСы, публичные слушания, периодические опросы граждан, главным образом, по переименованию улиц.
Ведущий: В какой цвет автобусы покрасить?
Выдрин И.В.: Это тоже. Ну и остаются выборы депутатов, например, прямые выборы нашей городской Думы. Глава теперь выведен из этой системы.
Ведущий: Екатеринбуржцам повезло, что они еще могут как-то влиять, в отличие от жителей других городов.
Выдрин И.В.: Сужается поле этой деятельности, прямой демократии.
Ведущий: Вы ведь проводите исследование, вопрос еще волнует горожан: «Что бы я сделал, если бы был мэром?» Какие качества должны быть? Может кухарка управлять?
Выдрин И.В.: Существенным образом обновился корпус глав муниципальных образований, и это касается всех уровней управления, прежде он был более закаленным, крепким. Требования остаются прежними: компетентность, грамотность, умение эффективно управлять, но и в случае назначения, и в случае избрания депутатами, населением - важно найти такого человека. Элементы риска есть, от этого никуда не деться. В целом уровень требований на выборные должности, или к сити-менеджерам, достаточно высокий, хотя некоторые аспекты смущают. Например, отмена образовательного ценза, отмена ценза оседлости - это связано с уровнем демократизма нашего избирательного законодательства, подверженного влиянию европейских стандартов. Мы в этом правовом пространстве находимся, раз ратифицировали европейскую конвенцию о защите прав человека.
Ведущий: История, которая чуть не коснулась Екатеринбурга, когда говорили о раздроблении, когда больше власти дается районам. Челябинск на это решился, вы следите, чем это закончилось или как ситуация развивается сейчас?
Выдрин И.В.: Они сами умалчивают об этом, откровенно боятся говорить, эффектов-то никаких особенных нет. Кулуарно рассказывают, что больше недостатков. Поддались челябинцы этому влиянию, я сам был на этом совещании, где впервые заговорили публично о том, что Челябинск будет дробиться на восемь муниципальных образований. Солировали на этом совещании представители власти Челябинской области: вице-губернатор, заместитель председателя Законодательного Собрания. Руководители города отмалчивались, видимо, приняв это уже как данность, к сожалению. Екатеринбург пока сумел себя защитить, отстоять. Вы говорили об участии граждан. Вот вопрос самый реальный: «Дробиться Екатеринбургу или нет?» Давайте устроим референдум, федеральное законодательство предусматривает такие возможности в случае преобразования муниципальных образований, но в нашем областном законе предусмотрены какие-то суррогатные формы: народные слушания, опросы на улицах, как правило, без участия местной власти, ее могут позвать только для содействия. Инициаторами этих действий выступают сугубо областные органы государственной власти, они же и назначают эти мероприятия. По существу: и местное сообщество, и муниципалитеты отстранены от этого процесса. В Челябинске именно так и случилось: раздробились, даже улицы поделили на общегородские и районные. Были обещаны миллиарды в районные бюджеты - этого не произошло. По советскому опыту, когда работали районные депутаты, - был другой принцип взаимодействия, городская власть всегда диктовала районной, был принцип соподчинения, возможность отменить решения, сейчас такой возможности нет.
Ведущий: Будем радоваться, что Екатеринбурга это пока не коснулось. Напомню, что у нас в студии был директор Института муниципального самоуправления Игорь Выдрин. До свидания!
Выдрин И.В.: До свидания!
Текст подготовил Денис Сухоруков (телефон +7 (343) 354-55-09), фото gelio.livejournal.com