Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

10:05, 09.01.2024

«Много молодежи в залах – это уже норма»: свердловский министр культуры – о театрах, фестивалях и кино

Культурная жизнь свердловчан с каждым годом становится все насыщеннее и интереснее. И если раньше считалось, что все самое интересное происходит в Екатеринбурге, то со временем фокус стал постепенно сдвигаться в сторону других городов области. В интервью для ЕАН министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина рассказала о том, как развивалась культура региона в целом, востребована ли «Пушкинская карта» у юных уральцев, а также о том, какой новый опыт ждет учителей в школах.

- Светлана Николаевна, поделитесь, пожалуйста, главными достижениями в сфере культуры региона? Какие самые масштабные проекты удалось реализовать? Заодно хотелось бы узнать, как продвигается реализация нацпроекта "Культура", которая началась четыре года назад.

- Первым делом я хочу отметить, что уже несколько лет в Свердловской области по инициативе регионального министерства культуры при поддержке губернатора Евгения Куйвашева каждому году присваивается имя известного уральского деятеля – Павла Бажова, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Евгения Радыгина, Владислава Крапивина. Эту тему мы постоянно поднимаем для того, чтобы молодые люди гордились местом, в котором мы живем, своими предшественниками и современниками. 

Что касается национального проекта «Культура», то в декабре президент РФ Владимир Путин заявил, что национальные проекты продолжатся, и это настоящее счастье, ведь благодаря ему в регионе строятся и ремонтируются учреждения культуры. Наша сфера обновляется, и мы отмечаем небывалое количество молодых людей, которые, получив образование, приходят работать в наши учреждения. К примеру, в селе Ключ и в деревне Кузнецово построили современные клубы.

Отдельно я хочу рассказать о модельных библиотеках, которых у нас в области уже 24, в следующем году будет обустроено еще несколько. Библиотеки никогда не были просто пунктами выдачи книг, там всегда общаются люди, ведется работа по интересам. А современная модельная библиотека и вовсе постепенно превращается в информационный и семейный центр.

Как выглядит процесс: муниципалитет заявляется зданием, мы поддерживаем инициативу, заявки уходят в Министерство культуры РФ, и выделяется финансирование на покупку мебели, новых стеллажей, мультимедиа и прочих необходимых для полноценной работы библиотеки вещей.

Сейчас библиотеки в Свердловской области преображаются, одно из хороших потрясений у меня вызвала модельная библиотека в Каменске-Уральском. Я приехала туда по делам в субботний день и увидела огромное количество людей.



В каждом зале проходило какое-то мероприятие, например группа взрослых играла в настольную игру по краеведению. Эти люди встречаются раз в неделю, у них есть молодой тренер, который сам пришел в библиотеку и организовал некое сообщество. Примечательно, что денег ему никто не платит: молодой человек делает это сам и в орбиту своего интереса подтягивает других.

В другой комнате я увидела кружок по робототехнике, который ведет библиотекарь. Туда люди ходят целыми семьями от мала до велика: дети занимаются, а папа пока выбирает книги. Тут же рядом ходят местные, ручные кошки, которые там живут как в Эрмитаже. Они валяются на диванчике, разрешают себя погладить. Книжные фонды в таких библиотеках огромные – стеллажи от пола и до потолка, оснащенные специальными безопасными лестницами.

Также в модельных библиотеках стали появляться помещения для коворкинга. Все это позволяет людям приходить туда, чтобы проводить время с пользой и удовольствием. Мы отмечаем, что в таких учреждениях в разы увеличивается количество читателей. Есть города, где по две таких библиотеки, лидером же по их количеству в регионе является Серов, в котором работают три. Это говорит о включенности главы администрации, о его желании сделать так, чтобы люди были заняты полезным и умным делом.

Еще хочу отметить библиотеку в Билимбае. Она работает уже два года, и я была поражена, как в таком небольшом пространстве смогли сделать зонирование: есть зона для маленьких детей с мебелью и литературой, есть небольшая эстрада со стульями, для небольших концертов и спектаклей, есть стол для песочной анимации и оборудование, чтобы снять небольшой мультфильм. В библиотеке можно найти прибор для слабовидящих, которые могут читать онлайн или нажать кнопку, отправив страницу в печать. Там вообще все хорошо с автоматизацией: в несколько кликов посетитель может войти через библиотеку Белинского в диссертационные залы Президентской библиотеки. Это очень ценят студенты, потому что у них есть возможность найти необходимый материал, не перелопачивая горы книг, и ехать тоже никуда не нужно.

В модельных библиотеках можно поиграть в квесты, научиться искусству фотографии. Сотрудники придумывают интересные занятия, здесь важна их личная заинтересованность и желание сделать что-то полезное и предложить новое, чтобы люди с радостью к ним приходили.

- Как вы оцениваете полезность «Пушкинской карты»?

- С момента внедрения «Пушкинской карты» мы очень внимательно следим за развитием проекта. С уверенностью могу сказать, что он востребован, работа в этом направлении у нас идет очень хорошо. Мы объясняем главам муниципалитетов, что это деньги, которые придут в их учреждения культуры и которые они могут потратить либо на зарплаты сотрудникам, либо на улучшение материально-технической базы. Могу сказать, глядя на посещаемость театров и концертов, что почти 20 % билетов приобретается по «Пушкинской карте». Мне кажется, что этот проект стал большим подспорьем для семейного бюджета: все-таки номинал карты составляет 5000 рублей, которые можно потратить только на приобретение билетов в театр, кино, на концерт или выставку в любом российском городе.

Говоря о реализации проекта, вновь хочу отметить Серов. Театр, детская школа искусств, музеи – все они включены в «Пушкинскую карту», это тоже говорит о позиции главы муниципалитета. Мы всегда приводим этот пример тем, кто считает, что выбор культурных мероприятий есть только в большом городе. Ирбитский район тоже проявляет свою изобретательность, придумывая различные мероприятия по «Пушкинской карте».

Когда пришли первые 100 тыс. рублей, специалисты сперва недоумевали, что с ними делать, но сейчас все прекрасно работает. Когда на местах люди придумывают мероприятия, объединившись с городским сообществом, то получается хороший результат.

Топами – учреждениями с наилучшими показателями по «Пушкинской карте» - стали «Урал опера балет», Свердловская филармония, Театр драмы и Театр музыкальной комедии.



Первое время директор филармонии Александр Колотурский или руководитель театра музкомедии Галина Безуглова очень удивлялись, видя, что в зале особенно много молодежи, а теперь уже привыкли – это норма.

- Какие еще меры предпринимаются для того, чтобы сделать культуру доступной и интересной для детей и подростков? 

- Хочу отметить вклад, который делает Министерство просвещения для привлечения молодежи к культуре. Помимо "Пушкинской карты", существуют проекты под названием «Культура для школьников» и «Школьный театр», в рамках которых мы взаимодействуем с ведомством. К 2024 году в каждой школе должен быть свой театр, потому что театр – это знакомство с литературой, работа над речью, образом, который ты должен передать, – все это большой труд души. В Минпросвещения отвечают за все, что связано с организационными моментами, а Минкультуры занимается подготовкой педагогов, повышением квалификации. Дело в том, что учителя-предметники будут вести театры сами, их нужно научить азам профессии, занимаются этим специалисты театрального института. Конечно, люди на местах будут работать так, как видят и чувствуют, но мы хотим им немного помочь. Театру навредить нельзя, но здесь, как и в любом деле, нужны свои знания и компетенции, чтобы и самому педагогу было интересно, и детям хотелось прибежать в свой театральный коллектив. 

В 2023 году мы совместно с театральным институтом провели первый фестиваль школьных театров в Екатеринбурге. Дети представляли свои спектакли на площадке учебного театра, где установлены профессиональные свет, звук, кулисы, а работы оценивает жюри.



История театров на Урале исчисляется столетиями. Например, народному театру в Черноисточинске 148 лет, вы можете себе такое представить? А в Екатеринбурге уже 102 года существует театр под названием «Игра», который в последние годы базируется в ДК «Эльмаш». Я была на праздновании столетия коллектива, там были представители разных поколений участников, вплоть до совсем пожилых, с тросточками. При этом глаза у них горят, есть интерес к жизни. Кстати, театр «Игра» был номинирован на профессиональную премию «Золотая маска», официально являясь при этом самодеятельностью. Я считаю, что это знак качества работы коллектива, такие проекты нужно поддерживать, что мы успешно и делаем.

 Директор свердловской Драмы в юбилейном интервью рассказал о госполитике в культуре, доносах и зависти Безрукова 

- Много у нас в регионе подобных самобытных проектов?

- В Свердловской области достаточно много образцовых, народных, заслуженных коллективов, в которых работают непрофессионалы, любящие свое дело. К предстоящему 90-летию региона мы совместно с ОТВ реализуем проект, который будет посвящен именно им. Когда на телеканале демонстрировали представления коллективов народного искусства, по признанию руководителя «Областного телевидения» Элеоноры Расуловой, рейтинги передачи просто зашкаливали. Поэтому она и предложила проект, посвященный народному театральному творчеству. С 17 января – Дня рождения Свердловской области – на телеканале стартует программа, в которой будут представлены коллективы, а зрительское голосование выберет тот, который понравился публике больше всего. Победители конкурса получат денежное вознаграждение в размере 100 тыс. рублей.

К слову о выступлениях свердловских творческих коллективов по телевидению. На выставке «Россия», которая сейчас проходит на ВДНХ, выступал джаз-хор детской филармонии под руководством Марины Макаровой. Они выступали при полном аншлаге, и команда получила приглашение для участия в проекте на канале «Россия» под названием «Ну-ка все вместе. Хоры». Это очень полезный опыт, ведь даже если ребята не станут профессиональными артистами, они всегда будут прекрасными зрителями и слушателями. Мы расцениваем такие проекты как раннюю профориентацию. Нам нужно, чтобы в нашу сферу приходили люди, которые любят ее, которым не надоедает заниматься культурой, с утра до вечера готовить праздники, проводить их, постоянно придумывать что-то новое. С таким же отношением мы проводим детский фестиваль театров кукол.

- Кстати, мы в декабре выпускали материал о Екатеринбургском театре кукол…

 Собачка Соня, Николай Коляда, Дмитрий Менделеев и Екатерина I: кто обитает в закулисье Екатеринбургского театра кукол. ФОТО, ВИДЕО 

- У них недавно вышел прекрасный спектакль «История города в куклах», я его уже видела и даже просила директора Петра Стражникова ставить его почаще. Он очень смешной, наполненный разными смыслами, как слоистый пирог. Там много отсылок к истории нашего города. А понять и принять его может только человек, который живет в Екатеринбурге.

Возвращаясь к фестивалю, расскажу, что мы проводим его совместно с театральным институтом и региональным отделением союза театральных деятелей. Мероприятие проходит в Свердловской области уже третий год, и география расширяется: к нам приезжают театры отовсюду. Мы проводим фестиваль в каникулы, чтобы дети могли посещать спектакли, не пропуская учебу. Дети смотрят постановки, принимают участие в мастер-классах от преподавателей театрального института и профессиональных актеров. Педагоги в это время тоже проходят обучение и уезжают от нас с сертификатами о повышении квалификации, это тоже очень важно.

Детский фестиваль театров кукол нужен еще и для того, чтобы привлекать детей к профессии актера кукольного театра. Театр кукол все любят, но поступать на специализацию артиста театра кукол приходят не всегда. Как правило, учиться приходят те, кто не прошел конкурс на обучение профессии драматического актера. Проходит время, и артисты начинают всей душой любить свою специальность, потому что через куклу передать эмоцию очень тяжело, но интересно. Наша работа нацелена на то, чтобы выпускники школ поступали в театральный институт на факультет актера кукольного театра, будучи влюбленными в эту профессию.

Я вообще считаю, что театр кукол – один из самых сложных театров. В екатеринбургском театре есть актеры, получившие диплом драматического актера, но они стали кукольниками и работают они блистательно.



Театр кукол в разные времена был разным, проходя трансформации. Помню, в период, когда в Магнитогорском театре работал режиссер Виктор Шрайман, актер вышел из-за ширмы и стал работать живым планом. Тогда Шрайман сказал: «Вот, вывел на свою голову, теперь загнать обратно не могу!» Но выход актеров на сцену дал театру кукол новые, бесконечные возможности.

- Какие фестивали проводились в Свердловской области?

Ежегодно в Екатеринбурге проводится порядка 40 различных фестивалей. Конечно, это и «Петрушка великий», фестиваль «Реальный театр», который старше «Золотой маски» - перешагнул свое тридцатилетие. Отмечу также прекрасный фестиваль современной хореографии «На грани», который проводит Лариса Барыкина.

Вообще Екатеринбург считается колыбелью современного танца. Все началось в 80-90 годы, когда было очень много авторских танцевальных компаний, которые применяли совершенно отличные от классических взгляды и приемы в хореографии. Спустя какое-то время к этим коллективам пришла государственная поддержка, поэтому многие из них действуют по сей день.



Например, балет Сергея Смирнова, который является подразделением театра музкомедии. От этого симбиоза выиграли все – и сам театр, и коллектив Смирнова: финансирование, возможность поездок, постановок – все это сохранилось. Также нельзя забывать и «Провинциальные танцы» - легендарный театр Татьяны Багановой, который получи статус муниципального. Они долгое время располагались на площадке ТЮЗа, а сейчас им отдано здание «Колизея». Труппа получила возможность экспериментировать и пробовать разные форматы. Я очень за них рада.

Говоря о балете, важно напомнить, что Вячеслав Самодуров, который на протяжении 13 лет руководил балетной труппой театра «Урал Опера Балет», давал возможность молодым хореографам делать свои постановки. «Конек-Горбунок, балет L.A.D – над ними работали молодые хореографы, которые смогли проявить себя, и публика принимает это все очень хорошо. В этом направлении у нас все очень перспективно.

- А что можно рассказать про музыкальные фестивали?

В первую очередь нельзя не вспомнить «Уральскую ночь музыки», которая в 2024 году празднует свой десятилетний юбилей. Мы говорили с директором Евгением Горенбургом, он сейчас работает над формированием замысла. На мой взгляд, это успешный частный проект, который получает государственную поддержку и привлекает внимание большого количества людей, а интернет-трансляции смотрят люди по всему миру. Есть те, кто специально приезжает в Екатеринбург, чтобы попасть на «Ночь музыки». Кроме того, фестиваль дает возможность новым музыкантам заявить о себе.

У «Ночи музыки» есть разные площадки, посвященные истории Свердловского рок-клуба, симфонической, народной музыке, музыке в стиле кантри. В прошлом году были даже площадки, посвященные песням студенческих отрядов.



Все это достаточно трудно разместить в центре города, но, как мы ни убеждаем Евгения Львовича разместить некоторые площадки в других районах, например в Академическом, он не соглашается, парируя, что по замыслу все должно быть в одном месте. Поживем-увидим.

В Екатеринбурге происходит много событий, связанных с продвижением классической музыки. К примеру, фестиваль «Безумные дни», когда в течение трех дней на городских площадках проходит свыше ста концертов. И главное, что цена билета является символической, а длительность концерта составляет 50 минут. Таким образом, в течение дня можно увидеть на разных площадках множество интересных музыкантов со всей России.

Нельзя не упомянуть «Пасхальный фестиваль» Валерия Гергиева, забыть Дениса Мацуева, который бывает в Екатеринбурге очень часто. Именно они открывали Летний театр в ЦПКиО. В таких случаях сразу виден уровень события. В свердловской филармонии в этом году прошел фестиваль Сергея Рахманинова: в течение месяца в программе прозвучали все произведения композитора – от церковных хоралов до аранжировок. И даже юные артисты из детской филармонии исполняли произведения, написанные Рахманиновым. Сегодня детская филармония прилагает максимум усилий, чтобы продвигать в муниципалитетах культуру.

- Это все про Екатеринбург, а что происходит в других муниципалитетах?

- Губернатор Евгений Куйвашев говорит, что культура не должна быть сосредоточена только в Екатеринбурге, у нас 60 % населения региона живет за его пределами. Хочу сказать, что работа в этом направлении ведется активная, и помогает нам в этом сеть виртуальных концертных залов, которых в регионе сейчас действует более 120. Еще есть четыре региональных концертных зала – в Краснотурьинске, Ревде, Заречном и Каменске-Уральском, куда приезжают раз в квартал живой оркестр и исполнители. Это всегда большой праздник для любителей музыки.

В этом году 50 лет исполнилось нашему филармоническому органу. По этому поводу появился проект, посвященный региональному органному залу. Мы заключили договор с восемью муниципалитетами, филармония приобрела передвижной орган, и наш лучший органист Тарас Багинец проехал полноценный тур по городам, давая концерты. Люди остались очень благодарны, некоторые рассказывали, что служили в армии на территории Чехии или Германии, где впервые услышали живой орган в костелах и полюбили его навсегда. Да и сами мы, бывая в поездках, имели возможность убедиться, что концерт в храме – нормальное явление, а орган – король музыкальных инструментов. Он зазвучал, и мир преобразился.

- В последнее время мы наблюдаем, как активно развивается Свердловская киностудия, как много стали в нашем городе снимать кино. Расскажите, пожалуйста, наблюдаете ли за этим?

- В Екатеринбурге в прошлом году была создана кинокомиссия, в которую вошли эксперты в сфере этой индустрии. В течение года мы отлаживали ее работу, и впервые она, рассмотрев заявки от кинокомпаний, выделила 22,5 млн рублей по системе рибейтов – возврата части расходов на съемки. Их получили фильмы Свердловской киностудии и кинокомпании «29 февраля» Алексея Федорченко. Всего таким образом поддержку получат восемь картин. Отмечу, что если киноработа связана с историей Екатеринбурга, то рибейты будут добавляться.

Еще одной задачей кинокомиссии является обеспечение локаций для съемок, ведение переговоров в определенных муниципалитетах, чтобы решить вопросы с инфраструктурой для съемочной команды. Мы хотим, чтобы съемочные группы занимались исключительно творчеством.

Свердловская киностудия сейчас переживает некий апгрейд, а ее директор Виктор Шадрин и художественный руководитель Евгений Григорьев мыслят правильно, перспективно.



На базе киностудии проходит обучение операторов, помощников режиссеров и даже актеров, ведь театральный институт не готовит артистов кино – в нем совсем другие правила. Задача этого проекта в том, чтобы съемочная группа, приехавшая в Екатеринбург, могла не привозить всю команду, а набрать помощников на месте и взять в аренду аппаратуру. Это удешевляет процесс и ускоряет его.

 «Это не про бабло и картонку»: актер Игорь Кожевин – о выходе фильма «1993», театре и уральской идентичности 

Развитие киноиндустрии в Екатеринбурге не может не радовать. Евгений Григорьев снял фильм «Сломя голову», с успехом встреченный на кинофестивалях и готовящийся к прокату, был запущен еще ряд документальных и игровых лент. Совсем недавно состоялся предпремьерный показ нашего земляка Александра Златопольского. Он привез фильм «Новогодний ол инклюзив», это прекрасная работа: замечательный актерский ансамбль, милая семейная комедия, которая говорит, что главное – это любить и поддерживать друг друга. Это очень важно сейчас.

Уже два года подряд мы проводим фестиваль евразийских дебютных фильмов «Одна шестая». И несмотря на ситуацию с ограничениями, на нем представлено множество иностранных фильмов. К нам приезжают съемочные команды, показывают свои работы, идет обмен опытом с российскими коллегами, ведутся профессиональные разговоры. Из этого рождаются творческие проекты, которые реализуются общими усилиями.

- Как идет процесс взаимодействия с Макеевкой в сфере культуры?

- В декабре в Свердловскую область приехали 40 детей из Макеевки. Здесь у них была очень насыщенная предновогодняя программа: ребята посетили «Урал Опера Балет», различные музеи, побывали в мультимедийном парке «Россия – моя история». С собой помимо прочих подарков они увезли сертификаты для своих педагогов о повышении квалификации, потому что наш региональный ресурсный центр находится с ними на связи постоянно, проводя в режиме онлайн различные образовательные проекты, помогая узнать российское законодательство, оформить документы, перестроиться. В прошлом году я лично отвозила в Макеевку около 60 таких сертификатов. Педагоги остались очень благодарны.

В рамках акции «Дети Свердловской области – детям Макеевки!» мы провели сбор и отправку новогодних подарков-сувениров, в том числе выполненных своими руками, детской литературы. Одна из библиотек в Макеевке будет носить имя Павла Бажова, туда мы направим целевые книги и оформляем там «Бажовскую елку» - отправляем игрушки ручной работы на тему сказок Бажова. 

Автор: ean@eanews.ru (eanews.ru)
Ключевые слова: Серов, Екатеринбург, Новости кино
Источник: ЕАН, ИА
просмотров: 28

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.