Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

20:51, 18.05.2018

Мегапроект, от которого не отвертеться? КРСУ, «Уральская скоростная магистраль» и Высокинский будут «мобилизовывать» свердловский бизнес на участие в ВСМ до Челябинска…

фото: Информационный портал Екатеринбурга

В свердловском правительстве, по всей видимости, дали окончательный ответ на вопрос поддержки идеи строительства высокоскоростной магистрали от Екатеринбурга до Челябинска. Южные соседи уже находят инвесторов для этого мегапроекта, Средний Урал тут несколько подотстал, ведь когда весь прошлый год обсуждалась концепция этого противоречивого плана, а челябинцы уже готовы были вкладываться, все ждали окончательного решения свердловских властей, которые, видимо, до последнего подсчитывали риски...  


И вот теперь на самом высоком областном уровне прямо сказали, что будут пытаться привлечь все, какие возможно, профильные предприятия Урала для строительства участка ВСМ. За счет собственных поставщиков рассчитывают покрыть до 80% потребностей магистрали в стройматериалах. В данной работе не обойдется без скандальной КРСУ - именно ей поручено уже в ближайшее время провести рабочее совещание по вопросам участия в создании высокоскоростной магистрали не кого-нибудь, а региональных промышленных групп и даже малого и среднего бизнеса!

Очевидно, вместо несколько провисшего мегапроекта ВСМ Москва - Казань - Екатеринбург, называемого еще «детищем» бывшего свердловского губернатора Александра Мишарина, ныне первого зама гендиректора РЖД Олега Белозерова по вопросам развития скоростного и высокоскоростного движения (что примечательно!), столице Урала все же придется как-то столкнуться со столь серьезным для себя вызовом в виде проекта строительства инфраструктуры ну никак ненамного меньшей. Уже предварительные сметы по магистрали до Челябинска дают основания утверждать: это должно быть что-то грандиозное. Одна первоначальная стоимость говорит сама за себя - минимум 165 млрд руб., причем, Свердловская область обязуется вложить 50 млрд из этой суммы.

Запуск проекта легализован распоряжением правительства РФ от 12 мая, где ВСМ включили в транспортную стратегию России. Более того, не отвертеться уже будет, потому как Уральскую ВСМ (так она называется), очевидно, хотят интегрировать в общероссийскую транспортную сеть от Пекина до Москвы. Вот, к слову, почему одним из возможных инвесторов проекта называли крупную китайскую железнодорожную корпорацию China Railway Group Limited. К тому же на Урале хотят создать третью агломерацию в России после Московской и Петербургской. А теперь ВСМ до Челябинска еще и включили в заявку Екатеринбурга на проведение ЭКСПО-2025. Продвижением ее, как известно, занимается вице-губернатор Александр Высокинский - ему теперь поручено искать партнеров для строительства ВСМ. Помогать ему будет гендиректор КРСУ Сергей Киселев. Он уже предрек «сотни миллиардов рублей доходов бюджетам Свердловской и Челябинской областей» от эффекта запуска магистрали...

К примеру, в части поставок рельсов, металлопроката и поездов возможным партнером называют АО «ЕВРАЗ НТМК» олигархов Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова, «Группу Синара» Дмитрия Пумпянского, а также многочисленные средние производственные компании и предприятия стройотрасли. С поставщиками надо договориться уже до конца мая - оговорить должны условия участия бизнеса в реализации мегапроекта, пока же ничего не ясно...

Одно уже ясно: в кабмине РФ признали, что проект будет реализован на принципах концессионного соглашения, это значит, что будущий главный инвестор получит магистраль фактически в пользование (данный факт сразу стал рассматриваться скептиками как один из главных рисков ВСМ). Само концессионное соглашение должны заключить до 30 сентября. Для разработки будущего проекта создали подконтрольное государству хозяйственное партнёрство «Уральская скоростная магистраль». У нее уже есть соучредители от бизнеса, например, «Челябинский трубопрокатный завод» и «Русская медная компания» Игоря Алтушкина.

Челябинцы же привлекли еще одного инвестора - московскую «Инвестиционную группу «РВМ Капитал». Еще 21 февраля челябинский губернатор Борис Дубровский и глава совета директоров группы «РВМ» Сергей Орлов подписали соглашение об инвестициях компании в предпроектную подготовку.

Челябинский губернатор Борис Дубровский сразу стал одним из главных пропагандистов будущей ВСМ (Фото: пресс-служба ОАО «РЖД»)

Пока, правда, вопросов к проекту все равно больше, ведь до конца не ясны ни сроки воплощения, ни сроки окупаемости (минимум 7-10 лет, а то больше). А проектную документацию могут сдать только к 2020 г. а строительство двупутной магистрали займет минимум 4-5 лет.

К рискам также еще ранее относили слишком тесное привлечение китайской стороны (этого пока нет), когда депутат Госдумы Михаил Щапов, например, признал, что хоть и маловероятно, что будущая ВСМ может подгоняться под китайские стандарты, но вот контракты на обслуживание и поставку поездов, китайская сторона вполне способна будет забрать себе, что может вызвать угрозу попадания Уральского региона в зависимость от иностранных коммерческих структур.

Главным же вопросом будет все же география: по каким местам точно пройдет строительство, какие населенные пункты затронет? И экология: какое строительство окажет влияние на окружающую среду? Ведь не стоит забывать, что в свое время (2015-16 гг.) организация «Экопроект» представила доклад о возможном характере воздействия на окружающую среду участка ВСМ-2 (Москва - Екатеринбург) в границах Свердловской области. Разработчикам напрямую задавался вопрос о том, что всего за период возможных строительных работ на линейной части магистрали на Среднем Урале в атмосферу может поступить 12 видов загрязняющих веществ 2-4 класса опасности в количестве около 113 тонн!

Схема возможного маршрута будущей магистрали – проект еще должен будет пройти экспертизу, в том числе экологическую (Фото: LentaChel.ru) 

Экоэкспертиза теперешнего проекта ВСМ может быть не менее интригующей. То же хозпартнёрство «Уральская скоростная магистраль» якобы уже подсчитала, что потребуется для строительства грандиозных железнодорожных путей участие не только поставщиков песка, щебня, но и рельсов, контактного провода, потребуется минимум 1,5 млн куб метров щебеночного балласта, 1,5 млн куб метров бетона и железобетона, 0,16 млн тонн металла и металлоконструкций - одна огромная стройка растянется на всем протяжении от Екатеринбурга до Челябинска...


Юрий ЗАХАРЬИН

Ключевые слова: Екатеринбург
Источник: Ведомости Урал
просмотров: 277

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.