Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

06:00, 14.10.2016

«Первые постановки были про бомжей и мигрантов»: как документальные спектакли стали фишкой Екатеринбурга (Видео) (Фото)

В них нет сцены и декораций, а зрители всё действие находятся бок о бок с актёрами.

Вот так зрители переходят из комнаты в комнату вместе с актёрами и слушают истории персонажей.

Здесь нет привычных сцены и статичных декораций, всё происходит в движении – по помещениям школ, заброшенных зданий, дворцов культуры. Зрители замирают в ожидании героев и зачастую даже не предполагают, откуда те могут появиться. Актёры моментально заводят со зрителями диалог – кто-то спрашивает, который час и почему все тут собрались, кто-то просит включить фонарик или раздаёт билеты, другие приглашают потанцевать.

Театральная жизнь Екатеринбурга в последнее время радует большим количеством таких нестандартных спектаклей, в которых зрители – полноправные участники, а актёры – их проводники. В ГЦСИ можно бродить по служебным помещениям самой необычной "Школы", в которой учились циркачи и цыгане, а на Уралмаше "словить" слесаря в подвале.

Документальный спектакль – это экскурсия, которая, как машина времени, переносит в прошлое. И в уральской столице такие "бродилки" набирают всё большую популярность. Мы поговорили с их создателями, чтобы понять природу этого явления: случайно или нет Екатеринбург захватил "вирус" документальных постановок. 

– Если возникают документальные спектакли в разных местах, то это, конечно, неслучайно, – считает руководитель театральных проектов Ельцин-центра Наталья Санникова. Значит, так совпало со временем. Мне кажется, сейчас как раз то время, которое ищет подтверждение своих идей и предположений, а для этого обращается к документам, чтобы не быть голословным. В первую очередь на основе этого документа можно понять, что происходит сегодня, что мы имеем сейчас и откуда ноги растут.

image

Зрители вместе с актёрами заглядывают в прошлое, чтобы увидеть будущее. Спектакль "Школа".

Видеоверсии спектаклей пока не выпущены. По сети гуляют только любительские записи зрителей. Это "Школа":

Истории основаны на воспоминаниях участников и очевидцев – ещё один общий признак спектаклей. Документальные пьесы сотканы из многочасовых интервью и архивных материалов, в общем, это целые исследования, если не расследования, ведь зачастую они о том, о чём в принципе рассказывают редко.

– Первые документальные спектакли ставили про бомжей и мигрантов, – объяснила Е1.RU драматург спектакля "Уралмаш GO" Полина Бородина, – про людей, о которых было не принято говорить в красивом театре. А потребность в этом была, потому что люди жили именно в этой реальности. Выяснилось, что это очень востребованная штука, такой социальный инструмент, с помощью которого можно дать кому-то голос и поднять острую тему. В какой-то момент это было модным и крутым, а сейчас это, в общем-то, уже мейнстрим, поэтому его так много. Это как раз не новое веяние, просто люди вошли во вкус, разобрались с этим. Вот вы сходили на Чехова, Шекспира, и с вами поговорили про любовь, но если с вами поговорили про любовь в контексте того же Уралмаша, то это уже другая уникальная история, которая происходит здесь и сейчас.

Герой спектакля "Уралмаш GO" Паша вместе со зрителями ищет ответ на вопрос "А что такое Уралмаш?". Перемещаясь по комнатам большого Центра культуры, он по принципу популярной игры Pokemon GO "ловит" жителей района: инженера, кондуктора троллейбуса, слесаря, рэпера, вахтёра и других.

image

Документальные спектакли часто дают слово обычным людям – кондукторам, инженерам и вахтёрам.

image

Зрители и актёры – в одном пространстве. Спектакль "Уралмаш GO".

Для некоторых постановок документальная оболочка служит лишь фоном, декорацией к действию, которого, возможно, и не было. К примеру, в основу спектакля "Карусель" легла выдуманная история любви в эпоху правления первого президента. В спектакле, премьера которого назначена на 7 ноября, зрители и герои побывают в разных залах музея Ельцин-центра, где есть мебель из квартиры первого президента, возможно, удастся заглянуть и в реконструированный кабинет Ельцина. По словам режиссёра спектакля Александра Кудряшова, такое путешествие отчасти будет похоже на сновидение и карусель, когда на лошадке спереди сидит человек, с которым ты хочешь ехать, но вы просто вертитесь по кругу.

image

"Карусель", как и многие спектакли-променады, привязана к месту, которое создаёт нужную атмосферу.

– Документальный спектакль – это не новое явление, – поделился с Е1.RU Александр. – Может, это до нас доходит с опозданием. Хотя и в Екатеринбурге уже были променад-спектакли, к примеру, "Лифт" Дмитрия Зимина. По-моему, наши зрители привыкли к такому формату и с удовольствием на них ходят, несмотря на предубеждение, что если документальное, то обязательно реализм. Я считаю, это может быть документ и моё отношение к этому документу, не исключая моих фантазий и выдумок.

Помимо этого в Ельцин-центре решили разобраться в андеграундном прошлом, показав сразу три эскиза документальных спектаклей об искусстве 80-х годов, которое превратило промышленный город Свердловск в третью культурную столицу. 15 октября актёры и режиссёры расскажут о художниках, Свердловском рок-клубе и об уральском кино – всё это в рамках целой документальной лаборатории "Уральский подпол".

Фото: Марина КОЗЛАЧКОВА / ГЦСИ; Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU; Александр КУДРЯШОВ / vk.com
Видео: Анастасия ЛАРИНА / vk.com

Источник: E1.ру
просмотров: 23

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.