Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

08:21, 04.07.2015

Неограниченные возможности

Долгие годы проблема обучения людей с ограниченными возможностями не решалась, и они были обречены на низкоквалифицированную работу. Фото: Александр Зайцев.

Этим летом Свердловский областной медицинский колледж выпустил 14 незрячих студентов, обучавшихся по направлению подготовки «Медицинский массаж». Больше половины выпускников получили красные дипломы. В медколледже для обучения особенных студентов сделано всё: от специальных указателей и учебников до психологической поддержки. «ОГ» задалась вопросом: где ещё абитуриенты с различными ограничениями могут получить образование?

В Свердловской области проживает более 18 тысяч детей с ограниченными возможностями. Перед каждым из них рано или поздно встаёт вопрос — где получать образование?

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» люди с ограниченными возможностями имеют право на получение основного, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. То есть если состояние здоровья позволяет учиться, никто не вправе абитуриенту отказать. Другое дело, что далеко не все учебные заведения готовы взять на себя дополнительные обязательства.

Кстати

  • Сегодня незрячая пианистка и певица 10-летняя Василиса Карпенко представит Свердловскую область на Международном конкурсе детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!» в Санкт-Петербурге. Василиса учится в Екатеринбургской детской музыкальной школе №12 имени С.С. Прокофьева.
  • Она — пятый ребенок в семье, обладает уникальным слухом и исключительной памятью.
  • С четырёх лет девочка начала самостоятельно подбирать музыку, не зная музыкальной грамоты. Василиса учится в классе по фортепиано под руководством Ирины Анисимовой — единственного педагога музыкальных школ Екатеринбурга, которая работает с незрячими детьми.
  • Неизвестный фотограф

— Доступная среда — это больной вопрос. Большинство учебных заведений не могут учить инвалидов даже потому, что там нет пандусов и лифтов. Нам бы хотя бы школы привести в соответствие, может быть, тогда и до вузов и колледжей доберёмся, — отмечает Уполномоченный по правам ребёнка Игорь Мороков.

А пока до них не добрались, студентов с инвалидностью учат лишь те учреждения, где в этом заинтересовано руководство.

— Если мы хотим считать себя достойным образовательным учреждением, мы обязаны адаптироваться. Недоступности образования быть не должно, — считает директор Свердловского областного медицинского колледжа Ирина Лёвина.

Из первых уст

Дмитрий Онучин — один из 14 выпускников специализированной группы массажистов медицинского колледжа. Сейчас Дмитрий заведует социальной службой в областном госпитале для ветеранов войн, а теперь, получив диплом, планирует подрабатывать массажистом в одном из медицинских центров.

Дмитрий потерял зрение во время службы в армии в Чеченской Республике. О профессии электрика пришлось забыть и срочно подыскивать другую специальность.

— Услышал по радио, что РГППУ набирает абитуриентов с ограничениями по зрению, и подал документы на специальность «Социальная работа», — рассказывает Дмитрий. Учился в обычной группе, а все предметы сдавал устно.

После нескольких лет работы в госпитале Дмитрий решил получить дополнительную профессию в медицинском колледже.

— Это, наверное, самое популярное место обучения для людей с патологиями зрения, — уверяет он. — 90 процентов информации приходит через глаза, а нам приходится запоминать на ощупь или на слух. Преподаватель проговаривает каждое визуальное пособие и каждое действие. Есть много примеров, когда слабовидящие или абсолютно слепые массажисты превосходят зрячих коллег, потому что учатся доверять именно тактильным ощущениям.

Лекции Дмитрий записывал на диктофон, а перед экзаменами слушал вместо музыки.

— Я как раз тогда стал папой и учил их по три часа в день на прогулках с ребёнком: диктофон клал прямо в коляску, — вспоминает Дмитрий.

По её словам, специальность «массажист» для студентов с ограничениями по зрению открыта в колледже в 1989 году. За это время отсюда выпустилось 449 человек, 80 процентов выпускников работают в учреждениях здравоохранения области. Здесь для слепых и слабовидящих студентов созданы все условия: учебники и клавиатуры по Брайлю, объёмные учебные материалы по анатомии, специальное компьютерное обеспечение, рельефные указатели. Кроме того, с ними постоянно работают психологи и социальные педагоги. Во время нынешней приёмной кампании на эту специальность подали заявления уже 7 абитуриентов.

Ещё один пример — областной техникум дизайна и сервиса, где в этом году открыли специальность для слабослышаших людей, их будут обучать на портных — выпускники получат диплом о средне-специальном образовании. Как рассказала «ОГ» начальник приёмной комиссии Екатерина Воровина, заявление уже подали три таких студента, всего предусмотрено 12 бюджетных мест. В колледже есть сурдопереводчик, который сопровождает студентов на протяжении всего обучения. Учащимся стараются дать как можно больше смежных навыков, которые могут пригодиться в жизни: например, помимо швейного дела их научат машинному вязанию.

В 2015 году служба занятости Свердловской области планирует трудоустроить минимум 368 людей с ограничениями по здоровью

В Екатеринбургском техникуме химического машиностроения тоже готовы обучать студентов с ограниченными возможностями, но пока только по специальности «экономика и бухучёт». Для инвалидов здесь адаптированы входная группа и столовая. В следующем году на первом этаже откроется кабинет для обучения по специальности «портной».

Работают со студентами-инвалидами и в Уральском федеральном университете. Институт технологий открытого образования в УрФУ предлагает дистанционные программы для инвалидов, а вскоре на первом этаже одного из общежитий откроется площадка для очного обучения. Сколько специальностей там будет, пока неизвестно. Сейчас же очное образование в УрФУ доступно далеко не всем категориям инвалидов.

— Дочка мечтает после 11-го класса поступать на журфак. В УрФУ на четвёртый этаж нам не подняться: не будут же перестраивать здание или ставить лифт специально для детей с двигательными нарушениями. Ещё есть факультет тележурналистики в Гуманитарном университете, но не знаю, готовы ли они принять абитуриента на инвалидной коляске, — рассказала «ОГ» Татьяна Каминская, жительница Берёзовского.

Впрочем, те, кто уже прошёл этот путь, советуют не сдаваться — в вузах тоже находятся понимающие люди, готовые работать с любыми студентами, было бы желание и рвение у последних. Илья Зотов, имея ограничения по слуху, поступил в УПИ на радиофак (ныне Институт радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ) в 2001 году, а с 21 мая нынешнего года он уже кандидат технических наук.

Между тем

Ревдинский завод светотехнических изделий — крупнейшее в области предприятие, где успешно трудятся люди с инвалидностью по зрению. Из двухсот работников завода больше половины имеют различные группы инвалидности. Ежегодно предприятие тратит круглые суммы на реабилитационные мероприятия для своих сотрудников — от содержания досугового клуба до оплаты поездок на всероссийские спортивные соревнования.

просмотров: 151

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.