Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:08, 06.02.2015

Разврат или мораль? Межрегиональная дуэль за бюджет и признание

Главные герои знаковых опер — Дон Жуан и Ганди — столь же непохожи, как и рассказ об их жизни в громких постановках

Сегодня в Большом театре — «Дон Карлос». Опера Верди открывает сезон показов спектаклей-номинантов на «Золотую маску». К сожалению, из-за странностей театрального календаря (в нем год начинается в сентябре) на главную театральную премию пока не претендуют самые громкие премьеры 2014 года: «Риголетто», поставленный в Большом, екатеринбургская «Сатьяграха» и пермский «Дон Жуан». Несмотря на то, что шанс пополнить коллекцию «золотых масок» за счет поставленных раньше «Носферату» и «Летучего голландца» есть у обоих театров Большого Урала, «URA.Ru», считает именно сентябрьские премьеры знаковыми для российской оперной сцены. Дирижерское хулиганство Курентзиса и лаконичность Оливера фон Дохнаньи, режиссерский темперамент Валентины Карраско и медитация Тадеуша Штрасбергера — в сравнении двух очень непохожих премьер нынешнего сезона.

Золотые маски в Оперном театре. Екатеринбург , золотая маска
Личный запас «Золотых масок» Теодора Курентзиса примерно такой же, как и у всего Екатеринбургского оперного

Пермский оперный сегодня обласкан краевыми властями. И, если несколько лет назад театр славился, в первую очередь, своей хореографической школой, то появление Теодора Курентзиса придало ему новое и очень громкое звучание. Его революционная и анатомически шокирующая «Носферату», мировая премьера которой состоялась около года назад, вскрыла совершенно новый культурный пласт в столице Прикамья. А для команды Виктора Басаргина академический театр, где рождают обсуждаемые премьеры, где работает самый стильный дирижер современности — замена дорогостоящей культурной революции Марата Гельмана.

Пермский театр оперы и балета находится под плотным патронажем краевого министерства культуры. А постановки Курентзиса — новые бренд регионального центра, позволяющий и дальше считать Пермь культурной столицей. Стоит это во всех смыслах недешево. Даже не пытаясь выяснить размеры гонораров иностранных исполнителей очень высокого уровня, только глядя на сцену, видны немалые затраты: подвижные сложные декорации, световое оформление, реквизит. Билет — в последний ряд амфитеатра на «Дон Жуана» стоит 1500 рублей. При этом — зал полон. И что удивительно, среди зрителей больше половины — молодежь.

Расскажите о новости своим друзьям

Сегодня в Большом театре — «Дон Карлос». Опера Верди открывает сезон показов спектаклей-номинантов на «Золотую маску». К сожалению, из-за странностей театрального календаря (в нем год начинается в сентябре) на главную театральную премию пока не претендуют самые громкие премьеры 2014 года: «Риголетто», поставленный в Большом, екатеринбургская «Сатьяграха» и пермский «Дон Жуан». Несмотря на то, что шанс пополнить коллекцию «золотых масок» за счет поставленных раньше «Носферату» и «Летучего голландца» есть у обоих театров Большого Урала, «URA.Ru», считает именно сентябрьские премьеры знаковыми для российской оперной сцены. Дирижерское хулиганство Курентзиса и лаконичность Оливера фон Дохнаньи, режиссерский темперамент Валентины Карраско и медитация Тадеуша Штрасбергера — в сравнении двух очень непохожих премьер нынешнего сезона. Читать целиком
Вставьте этот код себе в блог — получится красивая ссылка на статью «URA.Ru» с картинкой.

...и продолжайте читать дальше!

Виды города, основные здания и учреждения, памятники. Пермь, оперный театр пермский
Внешне Пермский оперный — малая и скромная копия Большого

В Екатеринбурге театр всегда был уважаем именно за оперную составляющую. Здесь, в отличие от Перми, нет своего хореографического училища. Поэтому при всем старании — до появления Вячеслава Самодурова — балет здесь давался, скорее, «в нагрузку». Директору театра Андрею Шишкину удалось не только возродить былую славу театра, вернуть в зал зрителей, но и создать финансовый фундамент для творческих экспериментов.

Стратегия оперного — приглашение западных звезд. Но не исполнителей, а создателей шедевров: дирижеров, режиссеров, художников. Ставка на уникальность постановок сработала — мопед Евгения Онегина или кожаный плащ Летучего Голландца обсуждался не меньше, чем своеобразные трактовки классических опер.

Как результат — на громкие премьеры ходить стало престижно: в первых рядах обязательно присутствуют VIP-персоны, которых раньше можно было заметить лишь на футболе или хоккее. А купить билеты на хорошие места можно только очень заранее, причем самые дорогие — 3000 рублей (на премьерный показ) в свободную продажу зачастую не поступают. Возможно, дешевизна билетов объясняется тем, что балет и опера в Екатеринбурге — все еще искусство для людей в возрасте. Молодежь даже за сто рублей массово в храм искусства не ходит.

Ресторан
Дискотечную подсветку екатеринбургские поклонники оперы и балета не одобрили

В Пермском оперном, где билеты дорогие, продают дешевые программки. Хотя, точнее, это — 200-страничный труд, на хорошей бумаге, с иллюстрациями и полным объемом информации о предстоящем спектакле. И всего за 200 рублей. А еще здесь нет директора. Точнее их много: исполнительный, финансовый, технический, по развитию, по производству. И один генеральный менеджер. Но царь и бог, любимец театральных критиков и женщин, творец и распорядитель (и все это абсолютно заслуженно) — Теодор Курентзис. Он говорит «сцена маловата» и краевые власти тут же вплотную приступают к реализации идеи, существующей уже два десятка лет. И, если бы не кризис, сквер за зданием театра заняла бы вторая сцена. Он привез в Пермь свой уникальный Musica Aeterna Ensemble — оркестр исторических инструментов, и обеспечил музыкантов достойной зарплатой из бюджета. Пермский театр с приходом Курентзиса стал лучшим из региональных по привлечение спонсорских средств. И при этом художественный руководитель заявляет, что «ни при каких условиях не пойдет на снижение государственного финансирования».

Программка спектакля
Тираж программки не указан. Но почти каждый зритель «Дон Жуана» обязательно листает ее в антракте

Зал взрывается, когда Теодор стремительно подходит к пульту и, взмахнув руками приветствует зрителей. Причем понятно, что аплодируют ему, а не музыке Моцарта, которая зазвучит через минуту. Но... еще один взмах руками и «Дон Жуан» начинается. Странное, но очень понятное действие, основанное на играх мужичин и женщин, в которых побеждает тот, кто сохраняет голову холодной.

Участница радикальной группы La Fura dels Baus Валентина Карраско нашла примитивный способ показать внутреннюю свободу или ее отсутствие: люди на сцене скованны ортопедическими бандажами, а переход к независимости сопровождается срыванием оков. И все это на фоне бесконечных манекенов, которые лежат, стоят, висят, движутся, разрушаются, падают, мешают и помогают. Герои используют пластмассовые руки и ноги, чтобы драться, кидаться, побеждать и проигрывать в потасовках. Это механическое заполнение сцены сначала мешает, поскольку искусственных обнаженных тел слишком много по сравнению с живыми.

И лишь один Дон Жуан свободен от корсета и поэтому волен призывать окружающих грешить. Музыкальное оформление Моцарта делает порок на сцене и судьбы людей, им охваченных, глубоким и мрачным. При этом действия героев, живущих будто в последний день, мелки и смешны.


Один из самых известных и своеобразных молодых дирижеров нашего времени

Старательное упрощение, понятное обывателю — один из приемов, которым «Дон Жуан» завлекает неподготовленного зрителя. Это и долларовая купюра, упоминаемая в итальянской опере по-русски. И Ангела Меркель, появляющаяся на экране ТВ во время последней попойки Дон Жуана. Врывающиеся в зал и скандирующие Viva La Liberty полуголые фрики. И Чебурашка, гордо поднятый над головой...


Как минимум, фигуры у манекенов лучше человеческих

Знаки и символы, которыми насыщена опера, где-то по-моцартовски тонкие, где-то по-пермски прямолинейные, направлены на одно: показать, что социальных пороков на самом деле нет. Есть только люди, которых убедили в собственной порочности или которые сами согласились быть их носителями. К первой категории относятся все герои оперы, которых так легко спровоцировать на непристойные поступки. Ко второй — Дон Жуан, использующий свои изъяны для провокации окружающих.


Самая массовая, самая попсовая, самая яркая сцена «Дон Жуана»

«Дон Жуан» Курентзиса — монохромная история о чувствах, которые бывают фальшивыми и настоящими. Причем манекены, созданные Валентиной Карраско, иногда начинают действовать и становятся более честными — как проститутки, дающие любовь за деньги. А искренним оказывается отрицательный герой, развращающий приличных дамочек и призывающий отрываться здесь и сейчас, забыв о морали. И, возможно, именно это вызывает активную неприязнь у некоторых зрителей. В очереди в гардероб звучали такие оценки увиденного — гадость и мерзость. А это ведь высокое оперное искусство, они тогда еще «Левиафана» не видели.


Ярких пятен в спектакле мало. В основном, цвет искусственных человеческих тел

В театре оперы и балета Екатеринбурга — иная стратегия руководства. Демократическая авторитарность директора Андрея Шишкина проявляется и в выборе спектакля, и в стилистике постановки. «Сатьяграха» стала громкой премьерой театрального сезона и вторым по значимости театральным спектаклем года, уступив лишь «Риголетто» в Большом. Она — результат точных расчетов Шишкина, как в выборе самой оперы, так и людей, которые должны ставить.

Андрей Шишкин. Директор театра Оперы и балета. Екатеринбург, шишкин андрей
Андрей Шишкин считает, что «заграничную оперу можно ставить, как угодно, и публика отнесется к этому спокойно»

Филип Гласс входит в десятку самых значимых композиторов современности — по масштабности и роли в искусстве. И опять нельзя не упомянуть «Левиафан» — в картине Звягинцева звучит именно музыка Гласса. Дирижер «Сатьяграхи» — Оливер фон Дохнаньи лично знаком с композитором, а значит лучше других понимает трудности этой специфичной музыки. Режиссер — Тадеуш Штрасбергер, молодой, креативный, современный и стильный.

Эти люди создали совершенно иную, нежели «Дон Жуан» оперу. Она лаконична и медитативна. Сложна и непонятна без объяснения. Увидеть в созданном на сцене безумно красивом и ярком мире Ганди, Льва Толстого, Мартина Лютера Кинга, Кришну и Арджуну неподготовленному зрителю невозможно. А иногда даже зная либретто, завораживающая смена красок, движение цвета и света, монотонно-минималистичные музыка и пение отвлекают от драмы человека и общества, идеи свободы и долга, войны и мира.

Репетиция оперы
«Сатьяграха» оказалась очень актуальной именно сейчас. Показывая, как можно уничтожать конфликты

Редкие всплески оживления — это появление актеров в зале со свечами и цветами лотоса, ритмично-выдыхаемые хором звуки и «крупные планы», которыми постановка не балует. Здесь важнее толпа, на фоне которой герои пытаются произнести свои выстраданные идеи. И получить в ответ либо молчаливое одобрение, либо подвергнуться остракизму.

«Сатьяграха», как и «Дон Жуан» доказывают, что современная опера — жанр синтетический и реформаторский. Успех спектаклей уже не зависит только от вокального мастерства исполнителей. Зритель ждет экспериментов и хочет удивляться. Чему — в каждой постановке решается индивидуально. Шокирующие пластмассовые манекены — более доступный способ поразить. Но тогда сложнее сохранить самодостаточность музыки. У Курентзиса это получается.

Репетиция оперы
Свет и цвет, порой, говорят больше, чем слова

Можно заворожить красотой декораций, которая сделает ярче и понятнее минималистичную музыку Филипа Гласса. Она, в свою очередь, как иголка нитку, потянет философию либретто. Но, чтобы погрузиться в этот визаульно-музыкальный надо выбрать время. «На «Сатьяграху» не стоит идти после работы, не освободив мозг от повседневных забот.

И в этом, пожалуй, главное отличие не только в восприятии «Сатьяграхи» от «Дон Жуана», но и екатеринбургского театра от пермского. Теодор Курентзис — великий музыкальный мистификатор, умеющий талантливо принизить высокое искусство, чтобы сделать театр популярным. Андрей Шишкин — расчетливый прагматик, четко следующий выбранной стратегии: придать театру статус новаторского, не оскорбив и не растеряв многолетних поклонников.

Репетиция оперы
Дирижер Оливер фон Дохнаньи, знающий и Гласса и его музыку, старался «получить „эластичный“ подход к постановке»

Но при этом обе громких оперных премьеры, рожденные вдали от столиц в очень непростое время, — о свободе. И не только героев на сцене. Но и создателей спектаклей, которым разными путями предоставили возможность экспериментировать.

Ксения Фикс, фото – Александр Мамаев, Александр Исаков, Алексей Глазырин, Владимир Жабриков, Антон Завьялов permopera.ru, Jean-Baptiste Millot for Qobuz.com  

Источник: Ура.Ru
просмотров: 61

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.