В мероприятии приняли участие 757 человек из числа заместителей глав административных районов города, начальников отделов образования, руководителей муниципальных образовательных организаций г. Екатеринбурга, методистов информационно-методических центров, педагогов, педагогов-психологов.
Научный руководитель Форума – Эльвира Эвальдовна Сыманюк, директор Департамента психологии УрФУ, доктор психологических наук.
Цель Форума – обсуждение научных, методических, психолого-педагогических подходов к развитию кадрового потенциала педагогических и руководящих работников г. Екатеринбурга, в том числе в части формирования психолого-педагогической компетентности кадров; выработка рекомендаций в адрес учреждений по теме Форума.
До начала конференции участникам Форума были предложены стендовые доклады и выставки информационно – методических центров районов, образовательных организаций – городских ресурсных центров по работе с молодыми педагогами, МАОУ СОШ № 69.
На Пленарной части мероприятия педагогической общественности города представлены доклады:
- «Кадровый потенциал образовательного комплекса Екатеринбурга: достижения, проблемы, перспективные направления развития». Докладчик Наталья Александровна Лопатюк, заместитель начальника Управления образования Администрации города Екатеринбурга;
- «Развитие кадрового потенциала: психолого-педагогическая компетентность профессионала». Докладчик Эльвира Эвальдовна Сыманюк, директор Департамента психологии УрФУ;
- «Развитие кадрового потенциала: практика, проблемы, перспективы работы в Ленинском районе». Докладчик Татьяна Владимировна Лежнина, начальник отдела образования Ленинского района.
Во второй части Форума в форме круглых столов, работы творческих групп состоялось обсуждение вопросов, касающихся развития кадрового потенциала в системе общего образования г. Екатеринбурга. Основной акцент был сделан на развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, заместителей руководителя и руководителей образовательных организаций.
Итогом практической части Форума стали рекомендации, разработанные участниками в адрес педагогических и руководящих работников образовательных организаций, Дома Учителя, Центра «Диалог», информационно-методических центров районов, выполнение которых позволит учреждениям создать необходимые условия, направленные на повышение качества дошкольного, дополнительного и общего образования.
Рекомендации по итогам работы секций Форума:
Секция № 1. «Современные подходы к управлению персоналом образовательной организации».
Руководитель – Сыманюк Э.Э., д. психол. н., директор Департамента психологии УрФУ.
- Организация наставничества молодых педагогов с целью преодоления адаптационных трудностей (поощрение педагогов-наставников).
- Формирование в образовательных организациях традиций, поддерживающих инновационную деятельность и профессиональное развитие педагогов.
- Организация и проведение тренингов для педагогов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и на формирование психолого-педагогической компетентности (в том числе тренинги командообразования).
4. Развитие управленческой компетентности руководителей образовательных организаций (формирование навыков планирования деятельности, целеполагания, делегирования полномочий, распределения рабочего времени (тайм-менеджмент) и т.д.). Варианты развития: организация повышения квалификации, тренингов, мастер-классов, конференций и т.д.
- Психологическое сопровождение деятельности руководителя образовательной организации (обусловлено большими психологическими издержками профессиональной деятельности).
- Организация работы со СМИ с целью повышения статуса Учителя.
- Стимулирование (моральное и материальное) развития профессионализма педагога и руководителя.
- Рассмотреть возможность включения в штатное расписание образовательных организаций должности педагогов-психологов.
9. Организация мониторинга кадрового потенциала образовательных организаций.
Секция № 2. «Привлечение партнеров образовательной организации для развития потенциала учреждения».
Руководитель – Марченко Ю.С., директор МАОУ гимназии № 155.
1.Руководителю необходимо тщательно планировать работу по привлечению партнеров образовательной организации и формированию положительного имиджа партнеров с использованием официального сайта организации.
2. Объектом управления современного руководителя для развития потенциала организации должны стать связи внутри и вне организации, способствующие наиболее эффективному использованию социального капитала, работающих сотрудников и привлеченных партнеров.
3. Для решения актуальных вопросов в деятельности образовательных организаций необходимо формирование проблемных групп из числа руководителей образовательных организаций, формируемых дистанционно с помощью информационно-коммуникационных ресурсов МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».
Секция № 3. «Образование педагогических и управленческих кадров в контексте введения профессиональных стандартов».
Руководитель – Белова С.А., директор МАОУ СОШ № 19.
1. На основе Профессионального стандарта педагога руководителям образовательных организаций внести изменения и дополнения в должностные инструкции и эффективный контракт, определить направления совершенствования профессиональной педагогической компетентности и повышения квалификации педагогических работников, разработать индивидуальные маршруты повышения квалификации педагогов в соответствии с обнаруженными профессиональными «дефицитами» с учетом профессионального стандарта.
2. Использовать новые современные формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, активно используя весь потенциал магистерских программ.
Секция № 4. «Портрет екатеринбургского директора: лидерство, менеджмент или администрирование».
Руководитель – Мокина С.В., директор МАОУ гимназии № 144.
1. «Портрет екатеринбургского директора» ориентирован на требования проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации.
2. Современному руководителю необходимо обладать качествами менеджера-лидера, который умеет организовать образовательную деятельность в организации, сделать ее экономически эффективной; обеспечить непрерывный характер образования; формировать эффективную команду для осуществления распределенного лидерства в образовательной организации.
3. Руководителям образовательных организаций рекомендуем ознакомить коллег, входящих в состав резерва руководителей, с проектом профессионального стандарта руководителя образовательной организации; осмыслить роль лидера и лидерских команд в современной школе, положительные и отрицательные стороны распределенного лидерства.
4. Руководителям образовательных организаций рекомендовать использовать лидерство всех субъектов образовательной деятельности как инновационный ресурс повышения качества образования.
5. МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
- проанализировать потребности системы образования города в повышении квалификации руководителей образовательных организаций;
- создать систему постоянно действующих мероприятий (круглых столов, мастер-классов, проблемных групп и др.) по обмену опытом управленческой работы и повышению уровня управленческой культуры, лидерских качеств, экономических знаний руководителей образовательных организаций г. Екатеринбурга.
6. Руководителям образовательных организаций с целью предъявления и распространения имеющегося опыта рекомендовать участие в конкурсах профессионального мастерства, проводить на базе своих организаций стажировки для коллег-молодых руководителей.
Секция № 5. «Эффективное лидерство в дошкольном образовании».
Руководитель – Иванова И.В., директор МБДОУ-детский сад «Детство».
1. Для эффективной реализации программ повышения квалификации руководителей дошкольного образования организовать взаимодействие образовательных организаций, объединенных в сетевое управление.
2. Содействовать тиражированию инновационного опыта эффективного управления образовательных организаций в различных формах, в том числе путем проведения конкурса инновационных продуктов, тематических выставок, научно-практических семинаров и др.
3. МБУ ИМЦ «ЕДУ» разработать и внедрить образовательные программы, новые модели профессиональной подготовки руководителей и повышения квалификации, способствующие развитию их профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения процесса развития лидерских качеств.
4. Активизировать практику поддержки лидеров образования — руководителей, педагогов и образовательных организаций г. Екатеринбурга посредством конкурсного движения, морального и материального стимулирования.
5. Провести публичную презентацию эффективных моделей управления ДОО с последующим внедрением их в практику работы организаций.
6. Осуществить разработку в каждой образовательной организации программ профессионального развития персонала на основе профессионального стандарта и внедрения принципов «эффективного контракта» в систему социально-трудовых отношений.
7. Обеспечить поэтапное введение «эффективного контракта» и профессионального стандарта педагога в деятельность образовательной организации.
Секция № 6. «Развитие сетевого взаимодействия в муниципальной системе города Екатеринбурга: проблемы и перспективы».
Руководители – Квашнина Е.С., директор МБУ ИМЦ «ЕДУ», Надеева Е.П., заместитель директора МБУ ИМЦ «ЕДУ».
1. Руководителям ОУ, ДОУ, УДОД рекомендовать участие учреждений в сетевых проектах, способствующих повышению эффективности работы образовательных организаций.
2. Руководителям ИМЦ продолжить работу над формированием информационно-образовательной среды, способствующей развитию специалистов системы образования (через осуществление трансляции очных этапов конкурсов профессионального мастерства, семинаров и методических мастерских и т.д. при помощи сети Интернет).
3. Руководителям ИМЦ, ЕДУ, Дворца «Одаренность и технологии», Центра «Диалог» продолжить осуществление сотрудничества с целью повышения качества профессиональной подготовки (обучения, консультирования) педагогов города Екатеринбурга.
Секция № 7. «Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в образовательной деятельности».
Руководитель – Науменко В.А., заместитель начальника Управления образования.
1. Руководителям образовательных организаций продолжить работу по мотивации педагогов к использованию ИКТ в образовательной деятельности.
2. Управлению образования совместно с Екатеринбургским Домом Учителя разработать анкету и провести в 2015 году анкетирование ИКТ-компетентности педагогов. По результатам анкетирования организовать работу по развитию профессиональной компетентности педагогов в части применения ИКТ.
Секция № 8. «Ребенок для школы или школа для ребенка: особый ребенок».
Руководитель – Токарская Л.В., к. психол. н., доцент Департамента психологии УрФУ.
1. Инициировать создание Центров сопровождения детей с ОВЗ в административных районах города Екатеринбурга (на базе МОУ – участников проекта «Доступная среда») для осуществления постоянного учебно-методического, технического сопровождения.
2. МБУ ИМЦ «ЕДУ», Центру «Диалог» организовать и провести обучающие мероприятия для руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, по вопросам нормативно-правового, программно-методического обеспечения деятельности (проблема разработки адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов и др.) с привлечением специалистов Департамента психологии УрФУ.
3. Образовательным организациям – участникам программы «Доступная среда» разработать механизм внедрения института тьюторства для детей с ОВЗ в систему общего образования города Екатеринбурга.
4. На уровне образовательных организаций рассмотреть вопрос о стимулировании педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Секция № 9. «Дошкольное образование: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательных отношений».
Руководитель - Бывшева М.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ, руководитель Ассоциации педагогов ДОУ.
Участники работы секции отмечают
- острую необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов общего образования в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты и внедрением с 2017 года в практику работы образовательных организаций профессионального стандарта педагога;
- нарастание дифференциации образовательной среды за счет развития инклюзивного образования, миграционных процессов, разнообразия форм социальной дезадаптации, что повышает потребность образовательной системы в педагогах «помогающих» профессий;
- потенциальные возможности практики психолого-педагогического сопровождения как специфической профессиональной деятельности, соответствующей идеям личностно-ориентированного, развивающего образования.
Участники работы секции считают необходимым мотивировать руководителей и педагогов к включению в психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС) как эффективную педагогическую практику, усилив следующие аспекты:
- формирование информационной базы ППС;
- выстраивание системы целей и задач ППС;
- определение «зоны актуального» и «зоны ближайшего развития» субъектов ППС;
- обеспечение кооперации деятельности субъектов ППС;
- создание открытой развивающей образовательной среды;
- непрерывное профессиональное саморазвитие педагога.
Секция № 10. «Деятельность психолога: место и роль в современной школе».
Руководитель – Печеркина А.А., к. психол. н., доцент Департамента психологии УрФУ.
- Организовать на базе МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Городскую Ассоциацию педагогов-психологов образовательных организаций, которая занималась вопросами организации взаимодействия между педагогами-психологами, работающими в системе образования, с целью обмена опытом, разработки методических пособий, консультационного сопровождения учителей-предметников и т.п.
- Выстроить систему взаимодействия между образовательными учреждениями, занимающимися подготовкой психологов для системы образования, и образовательными организациями г. Екатеринбурга (мастер-классы, стажировки, прохождение практики и т.п.).
- МБУ ИМЦ «ЕДУ» при организации повышения квалификации педагогов-психологов учитывать требования современного этапа развития системы образования и актуальные потребности образовательной организации.
- Педагогам, педагогам-психологам образовательных организаций г.Екатеринбурга продолжить работу по повышению психолого-педагогической компетентности посредством курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обучения в магистратуре по направлению «Психология» и др.