Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:43, 23.07.2018

Президент фестиваля «Усадьба Jazz» Мария Семушкина: «Городская культура за 15 лет кардинально изменилась»

В минувшие выходные в Екатеринбурге в Харитоновском парке прошел ежегодный международный джазовый фестиваль под открытым небом «Усадьба Jazz». Джазовый праздник проводится в пяти городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге и Воронеже. В Екатеринбурге мероприятие состоялось в шестой раз.

Корреспонденту ЕАН удалось побеседовать с автором идеи и президентом фестиваля Марией Семушкиной. О том, как создавалась «Усадьба Jazz», с какими трудностями сталкиваются организаторы и как изменилась за эти годы публика – в эксклюзивном интервью.

Расскажите, с чего все начиналось? Как родилась идея соединить русскую усадьбу и джаз?

Как родилась идея - это сложно описать, потому что в какой-то момент она просто взяла и пришла. И вообще такие проекты невозможно создать умышленно. Они приходят откуда-то – и все. Это целая отдельная субстанция, которая потом начинает жить вне зависимости от всего.

И так действительно удачно сложилось, что в 2004 году, когда состоялся первый фестиваль, я смогла найти почти сразу же партнера, спонсора, который смог поддержать фестиваль достаточно глобально. И это было не просто начинание совсем с нуля. Фестиваль сразу был масштабным, сразу был очень ярким. И сразу широко был отмечен СМИ, вся Москва была увешена большими рекламными щитами. Конечно, это вызвало огромный восторг у публики – что же это такое новое? Это сейчас мы привыкли к тому, что есть множество мероприятий, фестивалей. Появляются новые джазовые фестивали – меня это уже не удивляет. А тогда это было что-то невероятное, очень яркое, захватывающее всех, поэтому на фестиваль сразу пришло почти 10 тысяч человек. И программа включала в себя на тот момент исключительно российские группы. Сейчас фестиваль обладает совершенно другой программой, другим уровнем. Каждый год это мировые звезды. Каждый год мы, скажем так, поднимаем статус.

Изменился ли слушатель?

Да, слушатель очень изменился. Вообще за эти 15 лет выросло целое поколение. И когда я смотрю первые фотографии, то я вижу совершенно других людей, даже по-другому одетых. Не было пресловутой хипстерской культуры. Да и просто люди были одеты скромнее. Сейчас краски гораздо ярче во всех смыслах, жизнь гораздо ярче.

Городская культура изменилась кардинально. К примеру, Екатеринбург.

7 лет назад здесь не было мероприятия подобного формата. Когда на одном пространстве можно было получить столько разных удовольствий. Послушать разную музыку, вкусно поесть. «Усадьба Jazz» стал первым таким фестивалем в городе. Проект развивался вместе с городом.

Сейчас существует большое количество джазовых фестивалей. Даже в Екатеринбурге их можно насчитать, как минимум, три. Как Вы считаете, в чем уникальность «Усадьбы Jazz»? В чем его фишка, принципиальное отличие от других фестивалей?

Вы знаете, я вообще считаю, что чем больше фестивалей, тем лучше. Они делают нашу жизнь ярче, интереснее, уютнее и действительно создают хорошую среду. Мне сложно судить, я не была на других фестивалях в Екатеринбурге. Это, скорее, екатеринбуржцы должны мне рассказать, чем отличается для них Усадьба джаз. Мне кажется, что она отличается набором составляющих, каждй из которых самого высокого уровня.

В Екатеринбурге и окрестностях проводится три джазовых фестиваля под открытым небом. Как получилось, что джаз превратился из камерной музыки в фестивальную?

Фестивальная культура очень отличается от клубной культуры. Клубная культура – это определенная атмосфера, определенная ситуация – ты сидишь слушаешь конкретно одну определенную группу. Фестиваль дает возможность услышать много разной музыки в максимально комфортной атмосфере. Даже если ты не фанат и не знаток этой музыки, не любитель, не знаток, ты придешь и найдешь для себя что-то интересное: новую группу, новый стиль. Мне кажется, джаз настолько атмосферен, настолько приятен… Рок-музыка обладает такими более низкими вибрациями. Классическая музыка – она совсем такая возвышенная, а джаз – это что-то такое среднее, но в то же время очень праздничное.

Во всех ли городах удается найти площадку для фестиваля?

Нет, не во всех городах, которые нам инересны, есть русские усадьбы в пригодном для проведения фестивалей виде. К сожалению, культурное наследие находится в очень плачевном состоянии. И здесь, в Екатеринбурге усадьба была в очень печальном состоянии, а парк до сих пор не вполне ухожен. Для нас, москвичей, это удивительно. Мы настолько привыкли к паркам с идеальными газонами, с чистой водичкой. Усадеб в России в принципе осталось мало. Нам очень хотелось бы еще найти какой-то интересный город, интересное место. Здесь несколько факторов должно сработать: и новая площадка должна появиться, и поддержка, и заинтересованность города, и спонсоры – это большая работа.

Как к этому относятся городские власти? Всегда ли оказывают поддержку?

Нет, они никак не поддерживают. И для меня это очень странно и всегда удивительно, что во власти почему-то нет людей, заинтересованных, понимающих ценность таких событий, понимающих то, что эти события дают городу. Наверное, у них есть какие-то другие заботы… Сложно сказать.

А что именно, на Ваш взгляд, дают городу и региону такие мероприятия?

Ну, во-первых, это событийный туризм, в идеале. То, что люди могут приехать сюда на фестиваль из других городов. То, что фестиваль проявляет креативных талантливых людей в городе и не только среди музыкантов. Это может быть детская студия, это может быть дизайнер, это может быть ресторан. То есть мы объединяем все лучшее, что есть в городе. Ну и потом мы создаем просто позитивный фон, который городу нужен.

Формат фестиваля более выгоден, чем привычные нам концерты или выступления в клубах?

Это совершенно разные вещи, совершенно разная экономика. Вообще, зная очень хорошо клубную индустрию, хочу сказать, что в этом жанре музыки экономически это очень сложно окупить. Ведь в случае с фестивалем мы привозим большое количество разных музыкантов, артистов из-за рубежа, мы покупаем им билеты, визы, мы оплачиваем гонорары, строим сцену. И всегда зависим от погоды, зависим от рынка, зависим от количества людей, которое к нам придет. Иногда бывает так, что мы можем просто «прогореть», и всем будет праздник, всем будет хорошо, а организаторы будут просто в жутком убытке раздавать долги. Такое бывало и не раз.

Как Вы формируете программу? На что Вы ориентировались, когда составляли программу для нынешнего фестиваля в Екатеринбурге? Почему именно эти исполнители?

Как и в любом другом году это определенный набор разных величин. Есть желание подчеркнуть местную музыку – находятся музыканты, которые у нас не выступали и хотят выступить.

Иностранные коллективы подбираются по принципу того, кто окажется в туре, у кого найдется возможность получить финансовую поддержку. Иногда есть такие исполнители, которых мы очень сильно хотим пригласить, но не можем себе это позволить. Или нет поддержки посольства. Мы всегда стараемся ориентироваться на разные источники помощи: фонды, культурные центры, посольства. И таким образом, это помогает нам отправиться в регионы, хотя это дорого и далеко.

Екатеринбург - родина Свердловского рок-клуба. Вы как-то учитываете музыкальную среду при формировании программы в конкретном городе?

На самом деле, музыкальная среда уже поменялась неоднократно. В Екатеринбурге и джазовых музыкантов выросло такое большое количество за последнее время… Все меняется. Новое поколение уже настолько другое, настолько разносторонне ко всему подходит, что я бы уже не стала вешать такое клише на Екатеринбург.

Каким Вы видите своего идеального слушателя? Кого Вы хотите видеть на фестивале?

В идеале это семья с детьми, с бабушками и дедушками, с друзьями, которые просто решили провести идеальный день. И я очень довольна, когда вижу семьи, потому что это создает для детей новое направление в их голове, понимание того, как это может быть. Впоследствии это может хорошо проявиться.

Ключевые слова: Екатеринбург
Источник: ЕАН, ИА
просмотров: 186

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.