спектакль, 16+

Где тонко, там и рвется

драма

Автор: Иван Тургенев

Театр-постановщик: Камерный театр

Актеры: Валентин Воронин, Виктор Поцелуев, Марина Савинова, Сергей Белов, Юлия Родионова, Сергей Шляпников, Александра Симоненко, Ильдар Гарифуллин, Вадим Долганов

Режиссёр: Владимир Данай

Продолжительность: 02:00

К творчеству И. С. Тургенева Камерный театр обращается впервые. Выбор литературной основы нестандартен: для постановки взяты пьеса-водевиль «Где тонко, там и рвётся» и рассказ «Уездный лекарь» из цикла «Записки охотника». Оба произведения написаны Тургеневым в 1848 году.

«Где тонко, там и рвётся» хоть и была положительно встречена критиками, при жизни автора в театрах не пошла. Эта несправедливость была «ликвидирована потомками» в конце XIX начале XX вв. Исследователи считают, что эту пьесу Тургенев задумал, будучи впечатлён успехом пьес-пословиц А. Мюссе на французской сцене. Однако «Где тонко, там и рвётся» представляет собой лёгкую салонную комедию с остроумными диалогами только на первый взгляд.

Под более взыскательным взором она преображается в комедию совсем иного свойства: вдруг обнаруживается богатое внутреннее действие, герои пьесы вырастают из своих «жанровых одёжек», а конфликт приобретает яркие драматические черты. Это доказывает, что Тургенев оттолкнулся от отточенной французской формы, но наполнил свою пьесу совершенно иным содержанием, выступив как новатор, предвозвестник русской психологической драмы.

В своих произведениях Тургенев подробно, отчаянно и смело описывает нюансы и переливы человеческих чувств, исследует любовь в условиях родной ему современности, с поразительной социальной точностью воспроизводя человеческие типы. Французский классик Гюстав Флобер в одном из писем писал Тургеневу: «Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».

В конце 1840-х Тургенев создаёт «Записки охотника», которые, по признанию М.Е. Салтыкова-Щедрина, «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды» и значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции». Среди рассказов, вошедших в знаменитый сборник, несколько особняком держится «Уездный лекарь», привлёкший внимание режиссёра спектакля как необходимая пара пьесе.

Режиссёр Владимир Данай ломает жанровые границы произведений Тургенева, объединяет две истории в одну, цельную по мысли и форме. Художником Дмитрием Разумовым придумано оригинальное художественное решение спектакля, являющееся своеобразным мостом, который связывает время Тургенева и наши дни, и в котором есть «точки безвременья» — код, считываемый каждым зрителем.

просмотров: 687