выставка, 0+

Айсберги. Ловушки репрезентации

фотография

Александр Соколов, выпускник Высшей национальной школы фотографии в Арле (Франция), фотограф с 12-летним стажем работы в печатных изданиях и рекламе, представляет свой художественный проект «Айсберги» — увлекающие взгляд пейзажи Антарктики и размышление о природе фотодокумента.

Что видят наши глаза и можем ли мы доверять зрительному опыту? Является ли фотография инструментом отражения опыта, документом того, что было увидено? Или, напротив, фотографический отпечаток — след рукотворной, если не воображаемой, реальности? Для многих фотографов эти вопросы являются определяющими в их работе. Зрителей задевает таящаяся в фотографии «неправда», если речь идет о социальной, военной, криминальной, научной фотографии. Но слишком часто на глаз одну реальность не отличишь от другой.

Произведения для выставки выполнены в основном в технике цианотипии — контактного способа создания отпечатка на поверхности, покрытой светочувствительным составом из растворов ферроцитрата (III) аммония (лимоннокислое железо аммония (III) и ферроцианида калия (красная кровяная соль). После экспонирования получается снимок в красивой гамме оттенков берлинской лазури. Техника была изобретена в 1842 году известным астрономом Джоном Гершелем и использовалась для копирования чертежей и создания ботанических рисунков. Основой для отпечатка в этой технике могут быть бумага, ткань, даже стены дома. Если на подготовленный бумажный лист положить цветок, выставить его на солнце и промыть водой, мы получим отпечаток цветка. Кажется, что сама реальность оставляет свой след.

В проекте «Айсберги» особенности и история техники используются, чтобы усилить сомнения в возможности фотографии быть документальным подтверждением реального опыта.

Александр Соколов фотографирует пейзажи с айсбергами и пингвинами, создавая свидетельства необычного путешествия к южному полюсу. Большая часть снимков печатается в технике цианотипии, превращая пейзажи в модель Антарктики. На сотнях известных снимков этот край света походит на парк скульптур из льда и снега под сияющими небесами. Изредка ландшафт разнообразят птицы и полярные станции. Александр Соколов создает свои снимки Антарктики, похожие на реальные, такие же волшебно-красивые, но все элементы снимков оказываются рукотворными. Однако где-то за границами снимка изображенной реальности не существует: ни на южном полюсе, ни в мастерской художника. Она проявляется только в момент получения фотографии.

просмотров: 314