выставка, 0+

В память о прошлом на будущее

история

Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств

1 апреля 2016 года Екатеринбургскому музею изобразительных искусств исполнится 80 лет. В рамках празднования юбилея одного из крупнейших художественных музеев Урала состоится несколько крупных мероприятий, в том числе ‒ открытие масштабного выставочного проекта «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств». Напомним, что после окончания Великой Отечественной войны, в знак признательности за оказанную поддержу и помощь в спасении эвакуированных сокровищ, Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств десятки замечательных произведений античной керамики и стекла, западноевропейской и отечественной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Поступившие из Эрмитажа предметы легли в основу многих музейных коллекций и стали украшением его постоянных экспозиций, однако значительная часть произведений ранее не экспонировалась.

Впервые более двухсот предметов этой части музейного собрания будут представлены в одном выставочном пространстве, что позволит зрителю совершить своего рода экскурс во всеобщую историю искусств.

На выставке практически полностью будет продемонстрирована коллекция искусства античного мира. Большую ее часть составила керамика — светильники, сосуды различных форм и предназначений, терракотовые статуэтки, также можно будет познакомиться с предметами античного стекла. Из представленных в экспозиции изделий самым ранним является ариабалл, созданный в Аттике в VI веке до нашей эры. Интерес представляют несколько экспонатов ритуального характера ‒ арибалические и сетчатый лекифы IV века до нашей эры, ряд бытовых предметов — канфар, ойнохойя, килики V-IV веков до нашей эры. О развитии стеклоделия позволяют судить сосуды для различного использования. Это и изготовленные для благовоний алабастр и амфориск, выполненные в технике сердечника в V веке до нашей эры, и бальзамарий, созданный при помощи стеклодувной трубки уже в IV веке нашей эры. Из огромного количества типов античных сосудов в екатеринбургском музее представлена лишь небольшая часть, но даже она позволяет получить впечатление от многообразия форм и назначений античной керамики и стекла.

Западноевропейская и отечественная живопись и графика составляют более чем три десятка произведений. В их числе ‒ картины русских художников А.И. Мещерского, И.И. Шишкина, Г.И. Семирадского, а также работы иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке − пастельный «Женский портрет» Поля Жозефа Барду и «Девушка с цветком в волосах» Пьетро Ротари.

Голландский портретный и пейзажный жанры XVII века будут показаны подписной и датированной работой Хендрика ван дер Влита «Женский портрет» и «Бурей» Симона де Влигера (?). Подлинной жемчужиной выставки станет подписной вариант картины фламандского живописца XVII века Жака Йорданса «Мелеагр и Аталанта».

В разделе итальянской живописи будут экспонироваться редчайшие произведения искусства XIV− XVI веков − «Мадонна с младенцем» флорентийской школы XIV века и подписной «Воскресший Христос» Марко Базаити XVI века, «Поклонение младенцу» круга итальянского художника XV круга Майнарди, «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом» неизвестного художника итальянской школы XVI века. Здесь можно будет увидеть и крупноформатные полотна итальянских художников XVII века — Филиппа Петера Рооса (Роза да Тиволи) «Стадо» и «Каин и Авель» школы Луки Джордано.

Немецкая школа будет продемонстрирована первоклассными работами, из которых выделяется выполненный на медной доске «Портрет старухи» Бальтазара Деннера из коллекции Строгановых. В разделе французской живописи экспонируются картины художников XIX века Шарля Ланделя и Эжена Жиро из собраний Дурново и Юсуповых. Произведения бельгийских художников XIX века редко встречаются в музейных собраниях, тем интереснее включенная в экспозицию подписная и датированная картина «Мать с ребенком» Констана Ваутерса, находящаяся ранее в коллекции императрицы Марии Александровны, жены Александра II.

Выставку разнообразят и украшают произведения скульптуры, созданные в конце XVIII — начале ХХ веков западноевропейскими и русскими мастерами. Некоторые из них долгое время не экспонировались, и теперь их вновь можно будет увидеть в залах музея. В состав выставки войдут произведения из дерева, мрамора, бронзы, представляющие разные сюжеты и эпохи. Среди самых выразительных работ — мраморные скульптуры известного римского мастера-неоклассициста, ученика Бертеля Торвальдсена, Луиджи Бьенэме (1795 — 1878) и популярного в конце XIX — первой воловине ХХ века флорентийского скульптора Фердинандо Вики (1875 — 1941). Кроме того, впервые будут выставлены вместе парные кабинетные бронзовые отливки, выполненные по моделям знаменитых статуй Гийома Кусту Старшего «Кони Марли», украшавших в свое время королевскую резиденцию в пригороде Парижа, а ныне хранящихся в Лувре. Русская школа будет представлена небольшой изящной мраморной работой первой в России женщины профессионального скульптора Марии Диллон.

В разделе декоративно-прикладного искусства особое внимание будет уделено мебельному искусству XVI–XIX столетий. Здесь планируется выставить часть мебельного гарнитура из приданого великой княгини Марии Николаевны по проекту Огюста Монферрана, кресло из мастерской придворного мебельщика императора Наполеона I, созданный в Северной Европе ренессансный шкаф резного дуба, а кроме того, образцы разных волн стиля неорюсс, предметы мебели прихотливого второго рококо и лаконичного классицизма. Искусство фарфора будет представлено работами мастеров крупнейших фарфоровых производств XVIII–XIX столетия (завода Гарднера и Императорского фарфорового завода, королевских мануфактур Мейсена и Берлина, Севра и Вены). Среди экспонатов художественного стекла обратят на себя внимание редчайшие предметы из сервиза графов Бобринских (конец XIX — начало XX века) и удивительной красоты хрустальная ваза (Россия, Императорский стеклянный завод, 1912). В небольшой коллекции бронзы музей покажет редчайшие отливки французских художников Луи Томира и бронзолитейни Суайе и Анж, русские дворцовые предметы (канделябры с хрусталем и чашу с малахитом).

В экспозиции отведено место и коллекция прикладного искусства Китая второй четверти XX века, где можно выделить несколько наиболее ярких направлений. Предметы фарфора, являющиеся частью одного сервиза, наглядно демонстрируют художественную специфику фарфорового производства Китая, заключающуюся в простоте форм и оформлении цветочными композициями. Внушительных размеров ваза из обожженной красно-коричневой глины представляет редкий для музейных собраний пример керамики Китая второй четверти XX века.

Оригинальностью и высоким уровнем исполнения отмечены украшения из серебряной и позолоченной филиграни. Брошь, клипсы с подвесками, сплетенные из тончайшей проволочки в форме цветов или предметов туалета, украшены лаконичными серебряными капельками-бусинами и стилизованным изображений дракона. Серебряная шкатулка демонстрирует широкую популярность, которую приобретает изготовление предметов из драгоценных металлов и их инкрустация пластинами из резного камня или коралла в жанре «цветы-птицы». Пепельница, выполненная в технике перегородчатой эмали, демонстрирует более сдержанный характер композиции и колорита по сравнению с более ранним периодом развития этого направления искусства.

Дополнят экспозицию замечательные образцы редкой книги — два коронационных альбома, освещающие торжества восшествия на престол российских императоров Александра II (1856) и Николая II (1896). Эти издания, ставшие библиографическими редкостями сразу после выхода в свет, являются признанными шедеврами печатного искусства второй половины XIX века и ценнейшими документальными свидетельствами эпохи. «Описание Священного коронования...» Александра II, книга поистине монументальных размеров, а также двухтомник «Коронационного сборника» Николая II поступили в собрание музея в 1996 году из дублетного фонда Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Роскошно изданные церемониальные альбомы были призваны прославлять мощь и величие России, нерушимость ее самодержавной власти. Книги не предназначались для продажи, были выпущены ограниченными тиражами и распространялись в качестве памятных подношений среди представителей русской и европейской аристократии и высших сановников. Лучшие художники своего времени привлекались к художественному оформлению и иллюстрированию коронационных альбомов, которые обретали облик роскошных фолиантов в передовых отечественных и зарубежных типографиях.

К началу работы выставки будет издан полный иллюстрированный альбом-каталог, который включит в себя анализ переданной музею коллекции, научно обработанные и систематизированные данные о составляющих ее художественных ценностях и аннотированные репродукции.

просмотров: 549