Недавно исполнилось 50 лет со дня памяти писателя Юрия Либединского - "зачинателя" советской литературы. В его творчестве нашли отражение революционные годы и Гражданская война. Он написал книгу воспоминаний "Современники", а ими были Маяковский, Есенин, Крымов, Сейфуллина.
Недавно исполнилось 50 лет со дня памяти писателя Юрия Либединского - "зачинателя" советской литературы. В его творчестве нашли отражение революционные годы и Гражданская война. В 37 лет Юрий Николаевич был исключен из партии за "связь с врагами народа", но в 39 восстановлен. Он написал книгу воспоминаний "Современники", а ими были Маяковский, Есенин, Крымов, Сейфуллина. "Дела семейные" - первое произведение о годах культа личности Сталина. Имя Юрия Либединского неразрывно связано с Челябинском.
"Революция глазами революции" - так отозвался Анри Барбюс о повести "Неделя" Юрия Либединского, а Николай Бухарин в газете "Правда" написал о произведении статью "Первая ласточка". Это, действительно, была первая книга о событиях гражданской войны. "Разгром" Фадеева и "Чапаев" Фурманова будут написаны и изданы позже. В конце 60-х выйдет фильм "Комиссары" по повести ставшего известным писателем Юрия Либединского.
Пожалуй, в Челябинске никто так не знаком с семьей Либединских, как литератор-подвижник Надежда Анатольевна Еапитогова. Поводом для небольшой экскурсии послужил приезд Игоря Губермана. Автор известных "Гариков" - муж дочери Юрия Либединского - Татьяны. "Его дочери обожают, - говорит Игорь Губерман, поэт, писатель. - Вспоминают как об отце и об огромном количестве гостей, которые были практически ежедневно. Он был очень общительный, очень веселый человек, судя по рассказам дочек".
Общительность и веселый нрав были сформированы у Юрия Либединского с детства. На выставке, посвященной 110-летию со дня рождения писателя, организованной Челябинской академией культуры и искусств, представлены фотографии, предметы и материалы семьи Юрия Либединского.
Он родился в 1898 году в Одессе. Когда мальчику исполнилось три года, семья переехала на Урал. Челябинск воспроизведен в нескольких книгах писателя, по которым можно изучать историю города. Отец Юрия Либединского - Николай Львович, выпускник Венского и Тартусского университетов - известный врач-эпидемиолог. Мать - Татьяна Владимировна - врач-стоматолог. Один из домов, в котором в то время жили и практиковали Либединские, находился по бывшей Азиатской, сегодня это улица Елькина.
По особому "рецепту" складывалось и воспитание в семье Либединских.
"Отец заботы о семейном благополучии поставил превыше всего… У нас был просторный дом, где была гостиная с роялем, детская, спальня родителей. Отец любил, чтобы в доме был порядок, чтобы все делалось вовремя… Мне на долю выпало счастливое детство. Все согревала любовь отца и матери друг к другу".
"Подошел Новый год. В доме по-родному, по-лесному запахло хвоей, разноцветные свечи вспыхнули на елке. Мама с присущей ей энергией затеяла костюмированный бал".
В здании по улице Красной, 38 сейчас - один из факультетов Агроинженерного университета. В начале века здесь было реальное училище, в которое в 1910 году поступил Юрий Либединский.
"Русский язык преподавал нам Николай Логинович Нестерович. Он был изрядно педантичен и требователен. Как-то я сделал ошибку в немудром грамматическом упражнении. Следовало подчеркнуть в предложении одушевленные предметы, и я подчеркнул слово "парус". Это, понятно, вызвало недоумение Николая Логиновича. На его вопрос я ответил, что парус одушевленный предмет, потому что душа паруса - это ветер. "Это имеет отношение, пожалуй, не к грамматике, а к философии", - сказал учитель".
В реальном училище впервые проявились литературные способности Юрия Либединского. Он писал рассказы под псевдонимом Юрий Логан.
Современная Кировка хранит память бывшей улицы Уфимской. И сегодня, и почти сто лет назад здесь назначают свидания, делают покупки в магазинах.
"Навстречу мне шла девушка, в которую я был влюблен. Пушинки снега таяли в ее черных кудрявых волосах, вся раскрасневшаяся, она была очень хороша - круглая красная кокарда украшала ее меховую шапочку. При всей своей влюбленности относился я к ней довольно бесчеловечно - не интересовался, каково ей живется. А жилось ей, кажется, трудно, она работала в шляпном магазине у своих родственников".
Революционные события и прокатившуюся по Уралу Гражданскую войну Юрий Либединский встретил в Челябинске. Цвиллинг, Колющенко, Васенко были не просто современниками Либединского, он часто встречался с ними, слушал их выступления в Народном доме и со временем создал целую галерею портретов исторических деятелей.
"В самый канун Февральской революции у нас в Челябинске, на сцене Народного дома, гастролировала украинская труппа. Декорации изображали белую хату и огромные, довольно аляповато нарисованные подсолнухи. Эти декорации так и не успели убрать, когда зал заполнили первые депутаты городского Совета... Обнаружилось, что в Совете собрались представители тех, чей труд и складывает жизнь города. Даже представители домашней прислуги прислали своего делегата в Совет. Работу среди домашней прислуги вел один из самых видных большевиков Челябинска Соломон Елькин, за что его буржуи называли "кухаркин бог".
Сыновья владельца челябинской типографии Соломон и Абрам Елькины вместо того, чтобы помогать отцу приумножить достаток его дела, стали революционерами. С семьей Елькиных был в дружбе и родстве Юрий Либединский. Он разделил и революционные убеждения, влившись в ряды Красной Армии, с которой прошел по Южному Уралу и Западной Сибири. Был политруком.
В 1920 году Юрий Николаевич похоронил отца. В городе свирепствовал тиф. Николай Львович спасал людей, а себя уберечь не смог. Доктора Либединского хоронил весь Челябинск.
После Гражданской войны Юрий Николаевич сотрудничает в газете "Советская правда", теперь "Челябинский рабочий". В начале 1921 года начинает писать первую повесть "Неделя". Либединский вспоминал о своей книге: "Весной 1921 года в Челябинске как-то разом обострились затруднения… Чтобы засеять поля, надо привезти зерно, чтобы привезти зерно, нужно добыть топливо для железной дороги, а добыть топливо и привезти зерно можно только с помощью красноармейцев, которых для этого нужно вывезти из города".
Коммунисты идут на риск. Была отчаянно трудная для Челябинска неделя. Об этой неделе и пишет Либединский. Многие герои событий буквально списаны с челябинских коммунистов. В 1922 году "Неделя" опубликована. Либединский к этому времени переведен в Москву, преподавать в Высшей военной школе. Книгу восторженно встретила критика. Либедиский продолжал писать. В 1925 году появилась книга "Комиссары" о командирах Красной Армии после Гражданской войны на Урале. Через 43 года, когда Юрия Николаевича уже не будет, эту книгу экранизируют.
"Неделя" и "Комиссары" - это, по-моему, лучшие его книги, - считает Игорь Губерман. - После этого он, как большинство советских писателей, ушел в переводы, в литературу разных народностей, хотя писал "Утро Советов". Как писатель, он для меня загадка. Он очень настоящий писатель в двух повестях".
В годы войны Либединский - фронтовой корреспондент - не раз был на передовых позициях. Пережил тяжелую контузию. Во время лечения в Москве познакомился с Лидией Борисовной Толстой. Внучатая племянница Льва Толстого, литературовед и писатель, автор целой библиотечки книг о декабристах - стала женой Юрия Либединского. "У нее была чудовищная женская смекалка. Она умна была невероятно", - отмечает Игорь Губерман.
В 1958 году, за год до своей кончины, Юрий Либединский вместе с женой и двумя дочерьми ненадолго приезжает в город своего детства - Челябинск. Итогом этой поездки станут несколько произведений, в том числе книга "Воспитание души" - единственное художественное произведение для детей об истории Челябинска. В нем он напишет: "Всю жизнь я радуюсь тому, что Урал стал моей второй родиной".