Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:50, 15.11.2013

Аргаяшский район

 Потомки племени табын

Среди других районов Челябинской области Аргаяшский можно считать уникальным с точки зрения компактного проживания башкир, которое сохранялось здесь во все времена.

На кантоны и волости

Земля, на которой сегодня стоит село Аргаяш, обжита была еще довольно давно. Среди первых письменных свидетельств: ландкарта Исетской провинции 1742 года, на которой село с таким названием уже было указано.

Кстати говоря, в некоторых исторических документах XIX века встречается и такое название — Яргояш. В источниках 1786-88 годов также можно найти упоминание топонима именно с таким написанием. В то время жители села занимались преимущественно производством древесного угля для демидовских заводов.

Коренное население района — башкиры. По мнению историков, большей частью это потомки рода каратабын и племени ай. Старейшими башкирскими селениями считаются Байрамгулово, Дербишева, Кулуево, Метелева, Кузяшева.

В средние века та территория, которую сегодня занимает Аргаяшский район, относилась к так называемой Сибирской дороге. Уже в XVIII веке, после освоения южноуральских земель русскими, эта территория перешла к Исетской провинции, впоследствии — к Челябинскому уезду.

Территория района делилась на кантоны и волости.

Жившие здесь башкиры активно участвовали во всех народных выступлениях XVIII века, в том числе в Пугачевском восстании. В их числе были сыновья и внуки тархана Таймаса Шаимова, того самого, что еще в 1730 году был принят при дворе Анны Иоанновны. В дар императрице башкирский старшина Кара-Табынской волости привез лисиц и куниц. За почитание императрица вознаградила башкирского старшину землями, находящимися в настоящее время вблизи Челябинска.

Участвовал тархан Шаимов и в подавлении башкирского восстания 1735-40 годов. За такую помощь получил он особую награду: его потомки были освобождены от подати.

К вотчинным землям тархана относилась и территория современного Аргаяшского района. А именами мятежных старшин и тех, кто противостоял им, были названы местные деревни. Но время стирает многое: тех некоторых деревень уже не сыщешь на современной карте: это Таймасово (Мансура Таймасова, сына Шаимова), Байгазина (Байгазы Козямышева), Муртазина (Муртазы Юртумова), Субханкулова (Субханкула Кошманова), Яраткулова (Утява Яраткулова) и другие.

На станции Аргаяш

 Само село Аргаяш официально было основано в 1895 году при железно-дорожном разъезде на ветке Челябинск— Екатеринбург.

Известны и имена первопоселенцев: крестьяне Егор Лезин, Ефим Смолин и торговец Андрей Пыхтин. Невдалеке от села располагались мельница, заимки.

В 1916 году поселок при станции Аргаяш, в котором был 121 двор, относился к Метелевской волости Челябинского уезда. Здесь действовали земская школа, земская лечебница, 17 лавок, мыловар. заведение, паровая мельница. А по понедельникам в поселке устраивался базар.

В 1917-м местное население организовывало национальные управы кантонов и юртов. Родовой юрт Курбангалиевых Медиак стал центром объединения башкир под зеленым знаменем ислама и знаменами белых в Гражданскую войну. М. Курбангалиев организовал из своих соплеменников башкирские части.

Аргаяшские башкиры активно сражались и на стороне красных под руководством З. Хибатуллина, Х. Ш. Кучукова (выходцев из деревень Байгазино и Медиак), М. М. Магасумова, Х. К. Кушаева и других. Летом 1918 года шли ожесточенные бои красных с чехословацкими легионерами на так называемом Аргаяшском фронте. Другим очагом сопротивления белому движению на территории современного Аргаяшского района стали Рождественская волость (Тютняры), с. Кузнецкое, Губернское и Беспаловка. Многие жители этих сел вступали в партизанские отряды.

30 января 1918 года состоялся первый кантон, съезд депутатов 16 волостей, на котором была провозглашена власть Советов и избран Аргаяшский кантисполком из 11 человек во главе с председателем М. М. Магасумовым. Официально Советская власть в Аргаяше была установлена в конце июля 1919 года.

В 1930 году кантон был разделен на два района: Аргаяшский и Кунашакский.

 

Привет от сакской жрицы

 Практически вся территория Аргаяшского района Челябинской области — это сплошной археологический музей.

В глубокой древности территория нынешнего района была пограничной у лесных и степных племен. По мнению археологов, в первом тысячелетии здесь обитали угры, возможно, из мадьярского союза (венгры). В средневековье их сменили тюрки. В разных местах района обнаружено несколько десятков археологических памятников каменного, бронзового, железного века, в том числе у деревни Старая и Новая Соболева, Кузяшева, Метелева. Более 60 курганов первых кочевников найдены возле села Кулуева, деревень Мавлютова, Байгазина. Возможно, считают ученые, именно здесь некогда располагался центр достаточно крупного племенного объединения.

По словам профессора ЮУрГУ, доктора исторических наук Сергея Боталова, многие находки археологов красноречиво свидетельствуют об особом культе сарматов, совершавших здесь когда то свои обряды. Сотни и сотни лет хранила древняя аргаяшская земля сарматские мечи. Обо всем этом свидетельствует огромное количество стоянок возле сел Соболево, Кузяшево, Метелево, где обнаружено знаменитое поселение алакульской культуры, относящейся к XV XIV векам до нашей эры.

Одна из главных археологических визиток района — Сакская жрица. В прекрасно сохранившемся погребении с жертвенником найдены женские украшения, набор сакральных предметов, относящиеся к VII VI векам до нашей эры.

Эта древняя земля сохранила и для нас уникальное зеркало того времени. Оно было обнаружено в женском погребении сакского времени одного из курганов могильника Кумкуль II.

Между прочим, подобные кумкульскому бронзовые дисковидные зеркала были обнаружены в захоронениях на территории Северного Казахстана и Алтая. Одни исследователи связывают появление подобных зеркал в Сибири и затем в Скифии с китайским влиянием, другие ученые, напротив, признают, что зеркала этой формы проникли в Китай из Сибири. Вероятнее всего, зеркала данного типа попали в урало-казахстанские степи и в Скифию из восточных районов Евразии.

К не менее значимым памятникам археологи в Аргаяшском районе относят и знаменитый байрамгуловский комплекс. Первый памятник — гуннский (III IV века нашей эры), второй — мадьярский. На стоянке Байрамгулово 2 было обнаружено ритуальное погребение воина, жившего в VIII IX веках нашей эры.

Однако все же самым значимым ученые считают Аргазинский археологический комплекс. Вдоль всего озера Аргази найдено более 70 археологических памятников всех эпох — от позднего палеолита до XVII — XVIII веков.

      

Аргаяш — «солнечный берег»

Именно так ученые объясняют происхождение топонима.

В некоторых источниках название поселка именуется как Яргаяш. Происходит оно от башкирских слов яр — «берег», кояш — «солнце», то есть «солнечный берег». В говоре местных башкир по-прежнему сохранилось именно такое произношение— Яргаяш (или Яргояш). Скорее всего, «солнечный» в данном случае является эмоционально-оценочным эпитетом, который употребляется в значении «великолепный», «прекрасный», «радостный».

Памятники архитектуры

Их немало в районе. Это Дмитриевский собор (1899 год) в селе Губернское, церковь Рождества Богородицы (1805 год) в селе Кузнецкое, старинная мечеть в селе Кулуево. Достопримечательностями считаются неолитические стоянки Ново-Соболево и Старо-Соболево в Норкинском сельсовете.

Коротко по Аргаяшу

Первая коммуна

Первые коммуны и товарищества по совместной обработке земли, а также колхозы в селах Аргаяшского района стали организовываться в начале 1920-х годов. И самым первым из них было товарищество «Марксист» в деревне Кулуево.

 Трудные времена

В 1921-22 годах население Аргаяшского района сильно пострадало от голода. Ровно через десять лет, в 1931-33 годах в районе был неурожай. От бескормицы пали лошади. Только в одном хозяйстве «Красный Октябрь» погибло до 700 голов.

 Своя печать

Первый номер районной газеты «Восход» вышел в свет 6 августа 1931 года. Специально для «районки» в 1932 году была создана Аргаяшская типография, работающая и поныне.

 Первые школы

Первая начальная школа в Аргаяше открылась более 100 лет назад, еще в 1912 году. Первая башкирская школа (№ 2) — в 1922 году. Сегодня в Аргаяше действуют две средние общеобразовательные школы, а также школа искусств, шесть дошкольных учреждений, СПТУ, медицинское и педагогическое училища, колледж Троицкой государственной академии ветеринарной медицины, представительство Башкирского госуниверситета, УПК.

 Из музыки — в кино

Аргаяшская детская школа искусств (бывшая музыкальная школа) работает с 1960 года. Тогда в школе работали пять педагогов, которые обучали 50 детей игре на фортепиано и баяне. Любопытно, что первым директором школы был Александр Чекменев, который впоследствии стал известным режиссером киностудии «Беларусьфильм».

Джигит с орденами

 У последнего бажикаевского фронтовика два сына, два внука и три правнука.

 В школе села Бажикаево, что под самым Аргаяшом, башкирский язык преподавали всегда.

 Именно башкирский, поскольку живут здесь, как впрочем, и во всем Аргаяшском районе, большая часть представителей этой национальности. Да и сам топоним, по мнению краеведов, происходит от именования обитавшего здесь башкирского родового подразделения бажиткай из рода кекюргек. А те, в свою очередь, происходили из объединения восточных табынцев. Как бы то ни было, но в основе названия села — тюркское личное некогда популярное мужское имя Бажит.

 Директор школы Амур Хабибуллин, коренной бажикаевец, с упоением рассказывает об истории своей деревни, которая берет свое начало с середины XVIII века. То есть деревня Бажикаево — можно сказать, ровесница Челябинска. Кстати, и главная улица на селе носит это название — Челябинская. От нее поворот — на Школьную, где, как нетрудно догадаться, и стоит школа. Учится в ней сегодня лишь 150 детей, а еще в советские времена — до полутысячи. Тогда то, после некоторого перерыва, в школе вновь зазвучала грамотная башкирская речь. Инициатором возрождения обучения и преподавателем родного языка стал ветеран труда, учитель литературы Рафаэль Мухаметжанов, ушедший не так давно из жизни.

 В этой же школе работает преподавателем ОБЖ и физкультуры поисковик Камиль Зайнуллин. Рядом со школой стоит их дом, Зайнуллиных, где сегодня проживает последний участник Великой Отечественной войны — Талих Халитович Зайнуллин.

 В 1942 году, в возрасте 16 лет, был он призван на фронт. Был связистом. Юному башкирскому джигиту невероятно везло: всю войну прошел, не получив ни одной контузии и ни одного серьезного ранения.

 А воевал он до последнего дня войны и День Победы встретил в старинном польском городке Дембица. После войны работал водителем. У Талиха Халитовича сегодня два сына — школьный педагог Камиль и его брат-близнец Мунир. Кстати, как и отец на войне, его сын Мунир стал профессиональным связистом. Сегодня в большом и дружном доме Зайнуллиных, кроме сыновей, у Талиха Халитовича живут два внука и три правнука. А сам он всегда готов подать пример потомкам своей солдатской подтянутостью и выправкой. Ну а когда еще наденет свой выходной костюм с орденами — выглядит настоящим башкирским джигитом!

Талих Халитович Зайнуллин

Экзотика северных танцев

 Каждый третий житель Кулуево учился танцам в местной школе искусств.

 …Шапка с богатым лисьим хвостом «а-ля Салават Юлаев», расшитый золотом татарский камзол, экзотические наряды народов Севера… Более 200 ярких расписных костюмов висят вдоль стен, дожидаясь, когда их наденут вернувшиеся из школы кулуевские ребята. Весь этот живописный «танцевальный гардероб» сшила своими руками гардеробщица Кулуевской школы искусств, большая мастерица — Танзиля Насырова.

 Еще несколько минут — и в небольшом актовом зале Кулуевской школы искусств уже зазвучала музыка. За фортепиано — концертмейстер с десятилетним «местным» стажем Альфия Шереметовская. Татарский народный шуточный танец «Апипэ» сменяет другой, не менее популярный, но уже башкирский народный танец — «Гульназира». А назавтра юных танцоров ждет разучивание любимого национального праздничного танца якутов — «Ысыах». Вообще, танцы народов Севера для кулуевских ребят особенно увлекательны. Это даже не просто танцы-пантомимы и игровые танцы, но и танцы подражательные. И сколько фантазии нужно, чтобы сымитировать движения животных и птиц — журавля и лебедя, куропатки и чайки.

 Впрочем, сделать это можно легко и радостно, если рядом опытный наставник — Владимир Кызыл-оович Быче-оол. Выпускник Санкт-Петербургского университета и аспирантуры ЧГАКИ, он, ко всему прочему, еще и кандидат культурологических наук!

 Родившемуся в Туве хореографу северные танцы близки по природе и по духу. Особенно нравится его ученикам разучивать Таймырскую сюиту.

 Повезло кулуевским ребятам и в том, что все эти десять лет руководит ансамблем школы замечательный педагог и большой энтузиаст Зиля Хадеева.

 Вместе со своими питомцами она побывали на многих всероссийских и международных танцевальных фестивалях, с которых всегда возвращались с наградами.

 Сегодня в Кулуево с его населением в три с половиной тысячи человек живет около 400 детей, более 150 из которых — почти каждый третий! — это ученики школы искусств.

 

Мечеть Мийя-су

 В скором времени в деревне Уразбаева на деньги прихожан будет построена мечеть.

 Решение о необходимости построить собственную мечеть в деревне было принято большинством голосов на сельском сходе лишь в середине октября нынешнего года, а уже месяц спустя над будущей мечетью возвышались кровля и минарет. Строительные материалы для духовной обители приобретались на частные пожертвования. А само строительство ведется всем миром — жители деревни активно поддерживают инициативу и связывают с ней надежды на духовное возрождение.

 Для того, чтобы ознакомиться с ходом строительства мечети в Уразбаево, приехал глава Регионального духовного управления Челябинской и Курганской областей Ринат-хазрат Раев. Он и благословил жителей деревни на благое дело.

 «Мечеть должна нести добро и просвещение, — напутствовал верующих Ринат-хазрат. — Здесь закладываются основы культурных традиций, этики, нравственности — всего того, чего нам так не хватает в последнее время». Планируется, что в новой мечети, получившей имя Мечеть Миассово («Мечеть Мийя-су»), по названию озера, на берегу которого она располагается, будет открыта медресе — школа для всех желающих изучать основы ислама.

 Решением большинства и с благословения Рината-хазрата имамом мечети Мийя-су назначен потомственный мулла Миндигали Иргалин.

Но главное все-таки то, что сегодня мечеть признана памятником архитектуры. И сейчас там, к радости прихожан, вновь идут богослужения.

 

На зов Мельпомены

Вот уже почти четверть века радует аргаяшцев творчество их земляков — самодеятельных артистов башкирского народного театра при Доме культуры Аргаяшского района.

Руководит этой уникальной творческой труппой Аниса Халикова. В прошлом — профессиональный медик, она уже 24 года остается верной служительницей Мельпомены. Как впрочем, и все 30 ее единомышленников. Среди них — жители не только самого Аргаяша, но и близлежащих деревень — Аязгулово, Бажикаево и других. По вечерам в маленькой комнате районного Дома культуры после работы собираются они все вместе — студенты и педагоги, врачи и учителя. Самому младшему артисту — семь, а самому возрастному — 76 лет. И вовсе не странно видеть солидных, весьма почтенных и уважаемых людей, когда они уже воплотившились в роли своих героев.

Все 24 года в театре работает известный в районе педагог с 55-летним стажем, преподаватель химии и биологии, директор педучилища Разия Худайбердина. Нередко ее партнером по сцене становится Харис Вазулин, в свободное от театра время — директор Аргаяшской ветеринарной лаборатории. Кстати, кандидат ветеринарных наук!

В репертуаре актеров — пьесы классиков башкирской драматургии. Среди них — «Башкорт туй» («Башкирская свадьба»), «Он вернулся», «Башмачки» и многие другие. Причем со сцены звучит исключительно башкирская речь. Именно этой особенностью аргаяшский театр приятно поразил и покорил членов жюри всероссийского театрального фестиваля, проходившего в Иваново.

Впрочем, энтузиасты Аргаяшского башкирского народного театра нередко замахиваются и на европейских классиков драматургии. Одна из любимых пьес у самодеятельных актеров — комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ».

Народный театр исколесил с гастролями многие города и села Челябинской области, с успехом выступали самодеятельные артисты и на сценах соседнего Башкортостана.

Не так давно в репертуаре театра появился еще один спектакль — «Плачет ива за горой» по пьесе стерлитамакского драматурга Владимира Жеребцова «Жизнь еще впереди».

Старая, надвое расколотая ударом молнии ива, где когда то впервые признались друг другу в любви главные герои, — напоминание о расколотых войной человеческих судьбах. Трогательная история о любви из жизни военной башкирской деревеньки сразу пришлась по душе аргаяшским актерам.

И по секрету актеры сказали, что их ближайший творческий Олимп, которые они хотят покорить, — это сцена Челябинского драматического театра. Именно там в скором времени они хотят показать новую пьесу о любви, верности и надежде…

 

просмотров: 4112

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.