Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:05, 21.05.2013

Пещера с длинной историей

Ее называют «Сикстинской капеллой» художников каменного века, палеолитическим «Эрмитажем» и тому подобное. А между тем открытие наскальной живописи в Игнатиевской пещере (Катав-Ивановский район) произошло чисто случайно.

Ее называют «Сикстинской капеллой» художников каменного века, палеолитическим «Эрмитажем» и тому подобное. А между тем открытие наскальной живописи в Игнатиевской пещере (Катав-Ивановский район) произошло чисто случайно.

1938 —1939 годы — ленинградский археолог С.Н. Бибиков, проводя масштабные раскопки по берегам реки Юрюзань, мимоходом побывал в Игнатиевской пещере с разведочными целями. Но он так и не уделил ей — ни в момент посещения, ни позднее — должного внимания. К сожалению, Бибиков посчитал эту пещеру всего лишь «берлогой хищников».

Хотя в те же годы ученый обнаруживает в долине реки Юрюзань (всего лишь в каких-то 28 километрах к северо-востоку от Игнатиевской пещеры) два рисунка красной охрой на входе в пещеру Бурановскую. Взору археолога-исследователя предстали изображения лося!

1951 год — была проведена разведка Игнатиевской пещеры археологом М.А. Бадер с заложением трех небольших раскопов во входном гроте. Эти исследования подтвердили выводы Руденко (1912 год) о наличии в рыхлых отложениях пещеры четвертичной фауны. Некоторые кости, поднятые археологами из раскопов, были расколоты первобытным человеком.

1960 — 1961 годы — археолог О.Н. Бадер при масштабном раскопе входного грота Игнатиевки устанавливает несомненную связь найденных в культурных слоях каменных орудий с плейстоценовой фауной, а значит, об их палеолитическом возрасте. Полного детального археологического изучения дальних галерей и гротов пещеры Бадер не проводил.

Параллельно с работами в Игнатиевской, в эти же годы Бадер уже побывал в Каповой пещере в Башкирии, где подтвердил подлинность открытых в 1959 году рисунков и начал их изучение. Казалось бы, так просто: ему нужно было всего лишь внимательно взглянуть на стены и потолок Игнатиевской пещеры, провести некие параллели с тем, что ему уже было известно, но…

1969 — 1980 годы — Игнатиевку исследуют многочисленные экспедиции спелеологов из Челябинска и области. В бассейне реки Сим и окрестностях Ямазы-Таш было открыто несколько десятков новых, достаточно крупных пещер, в том числе таких как Эссюмская, Аленушка, Данко, Кельинская, шахта Косолапкина… Тогда же была проведена топографическая съемка подробного плана Игнатиевской пещеры.

1980 год — второе рождение Игнатиевской пещеры!

Различные археологические группы под руководством В.Т. Петрина с конца 1960-х проводят интенсивные поиски наскальных рисунков в долинах рек Белой, Ая, Уфы, Сима и Юрюзани. В то время были открыты несколько групп наскальных рисунков — «писаниц», или, как их еще называют, петроглифов. Возраст этих наскальных изображений — от пяти до шести тысяч лет.

*  *  *

— Количество и географический разброс обнаруженных наскальных изображений свидетельствовали о неких уже устоявшихся художественных и культурных традициях обитавших на Урале первобытных племен, — рассказывает челябинский спелеолог Семен Михайлович Баранов. — А если уже есть традиции, значит, должны быть и их истоки. А они наверняка надежно спрятаны в глубине многих тысячелетий, в другой, более далекой от нас эпохе палеолита. А где, в каком месте первобытный человек мог бы спрятать следы своей материальной и духовной культуры? Конечно же, только в пещерах!

Поэтому, параллельно с поиском рисунков на открытых скалах в долинах южно-уральских рек, группа В.Т. Петрина не оставляла без внимания и наши многочисленные пещеры. Одной из первых в «списке потенциальных объектов» в этой связи значилась и Игнатиевская пещера.

И вот первый рисунок, как наиболее яркий по красному цвету, открылся взору ученых в нишеподобном углублении на северной стороне скального останца. Круто завиваются семь полуколец-изгибов волнистой линии, нарисованной вертикально. Немного правее нее, через природное углубление-промоину, нанесены семь (!) крупных красных точек. Рядом — две жирные точки, каждая из которых обрамлена тремя жирными короткими черточками. Внизу, под точками, две разновеликие горизонтальные линии, а вверху слева весь рисунок венчают четыре короткие и расходящиеся линии-мазка.

На стенах этого грота и в соседнем с ним зале, более известном как «Келья старца Игнатия» (Дальний зал), перед потрясенными исследователями предстают изображения мамонтов, лошадей, быка, верблюда (?), человекоподобных существ, женщины и мужчины… Несколько групп рисунков «читаются» как единая композиция, объединенная одной сюжетной линией. Помимо сюжетных рисунков очень много знаковых изображений. Доминируют композиции из одних только вертикальных линий. Некоторые композиции представлены сочетанием линий разной пространственной ориентации и других знаковых рисунков.

Тут же археологи предпринимают первые попытки разгадки изображений. В гроте Столба (или Большом зале), по мнению Петрина, какая-то часть отдельных рисунков и целых композиций может быть связана с некими обрядами охотничьей магии.

Например, лошадь с целым рядом вертикальных и наклонных линий и змейкой. Или еще одна композиция — фигура мамонта с направленными в его сторону двумя остриями.

Но, как осторожно замечают авторы открытия, возможен и иной, недоступный пока их пониманию мифологический контекст этих произведений.

*  *  *

В течение нескольких лет комплексные исследования Игнатиевской пещеры вели отряды-экспедиции В.Т. Петрина и Н.Г. Смирнова, руководителя одной из лабораторий Института экологии растений и животных Уральского отделения АН.

После тщательного изучения поверхностей стен и потолков пещеры (в отдельных случаях и необходимой при этом расчистки от наслоений) учеными было выявлено около 50 различных изображений. Все рисунки были исполнены краской двух цветов — красной и черной.

Все изображения выполнены тремя способами: линейным, контурным и силуэтным. Размещены рисунки на стенах, полусводах, сводах и в нишах только двух дальних залов пещеры: гроте Столба и в «Келье старца Игнатия». Сохранность изображений, по мнению ученых, плохая. Лишь только в «Келье» тонкая природная кальцитовая пленка, как лаком покрывшая рисунки, придает им некую свежесть и яркость, предохраняет от разрушения временем.

Радиоуглеродный анализ извлеченных древесных угольков и комочков охры из раскопа под рисунками дал их примерный возраст — 14,5 тысячи лет.

Первооткрывателями рисунков после этого было написано немало статей и сообщений в различные издания, в том числе и заграничные. Многие ученые и специалисты по первобытной культуре, особенно за рубежом, отнеслись поначалу к этому сенсационному открытию настороженно, отказывались верить очевидным фактам. Но в конце концов истина восторжествовала!

И первым, кто признал подлинность и возраст рисунков, стал известный в Западной Европе специалист по палеолитическому искусству, профессор Кельнского университета Герхард Бозински. Он не только помог авторам открытия опубликовать их первую статью на немецком языке о живописи в Игнатиевской пещере в 1991 году, но и сам затем дважды побывал в ней, лично познакомился с древними изображениями.

С этого авторитетного признания, а затем и выхода в 1999 году в Германии великолепно изданной книги — цветного альбома «Hohlenmalerei in Ural. Kapova und Ignatievska. Die altsteinzeitlichen Bilderhohlen im Sudlichen Ural» («Пещерная живопись на Урале. Капова и Игнатиевская. Древнекаменные украшенные пещеры на Южном Урале») началась всемирная слава нашей знаменитой пещеры.

Изображения Игнатиевки проигрывают совершенством исполнения великолепным росписям пещер Западной Европы. Но ученым росписи уральской подземной полости важны прежде всего как факт, как связующее звено между древними культурами первобытного общества на противоположных концах огромной территории Евро-Азиатского континента — Западной Европы и Сибири. По значимости Игнатиевскую пещеру можно сравнить с такими всемирно известными пещерами, как Ласко во Франции, Альтамира в Испании и Капова в Башкирии.



Дорога к Игнатиевской пещере

Выезжаем из Челябинска по Уфимскому тракту и за поворотами на Катав-Ивановск и Усть-Катав, а это от областного центра не менее 250 — 270 километров, высматриваем небольшой перекресток — поворот на село Кропачево (направо) и села Аратское и Серпиевку (налево). Тут надо повернуть в сторону Аратского, проехать еще несколько километров и на уровне села съехать на гравиевую дорогу направо. Ориентир — сельское кладбище, расположенное у гравийки. Через пять-шесть километров будет поворот на хорошо укатанную лесную дорогу (налево). В сухую погоду можно проехать на любом автомобиле прямо на поляну у входа в пещеру.

Ключевые слова: Юрюзань, Челябинск
Источник: Вечерний Челябинск
просмотров: 202

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.