Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:09, 14.06.2016

Дмитрий Микулик – о главных врагах дорог, контракте на 12 млрд и взносах для бизнеса

У нас в стране все умеют прекрасно играть в хоккей и разбираются в дорогах, - невесело шутит министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик

У нас в стране все умеют прекрасно играть в хоккей и разбираются в дорогах, - невесело шутит министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик. И его можно понять: за зиму и весну этого года дорожная тема стала одной из самых политизированных и обсуждаемых. Жители региона нещадно ругали чиновников и подрядчиков за снег, лед, грязь, ямы, укладку асфальта в снег и дорогие госконтракты. Тем временем миндортранс упорно отстаивал свои решения Дмитрий Микулик убежден, что именно они в перспективе смогут обеспечить безопасность на дорогах области. С Дмитрием Микуликом мы встретились, когда он вернулся с объезда маршрута, по которому в будущем, при проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС, будут ездить гости города. - Дмитрий Сергеевич, давайте начнем с темы подготовки к саммиту ШОС? - Все еще находится в стадии осмысления. Мы вместе с представителями городской администрации и проектной организации проехали по маршруту от аэропорта до места будущего бизнес-центра, посмотрели, оценили для себя круг проблем, который предстоит решить за три года. Это муниципальная территория, но мы (областное министерство) входим в рабочую группу и должны понимать предмет обсуждения. - Навскидку можно сказать, сколько денег нужно будет? - Пока нет. - А по объему работ? - Нам нужно будет либо ремонтировать либо реконструировать существующие городские дороги. На гостевом маршруте есть один нехороший в плане проезжего состояния - путепровод. Его совершенно точно надо реконструировать. - Срок проведения саммита все ближе, а работы еще очень много. Успеете? - Да, задачи стоят очень серьезные. Перед нами губернатор поставил цель не популистскую: ключевая задача - сделать Челябинск более комфортным для проживания. Это очень правильная и жизненная цель. Наверное, если бы не было в перспективе этого саммита, то многое шло бы своим чередом, проблемы, конечно, решались бы, но не так оперативно. А такой инструмент, как саммиты ШОС-БРИКС и работа с федеральными органами, даст серьезный эффект в развитии города. - Денег удастся привлечь? - По опыту саммита ШОС в Уфе могу сказать, что федеральных бюджетных денег особо никто не выделяет. Все решается за счет собственных источников, в том числе и частных инвесторов. Но задача поставлена в комплексе: вопрос не в деньгах, а в инфраструктуре города, которая, повторюсь, останется после саммита и сделает среду обитания более комфортной. Особенно это касается набережной реки Миасс и рекреационных зон, где люди смогут отдыхать. - Вам нравится Челябинск? - Мне есть с чем сравнивать, я жил в Перми, во Владимире, в Башкирии, видел Москву, объездил Подмосковье. Везде есть свои особенности, свои плюсы и минусы. Челябинск - объективно хороший город, в нем есть логика, простор, широкие улицы. Мне нравится Челябинск. - В Челябинске существует такое мнение, что дороги, которые в прошлые годы в городе активно строили, сейчас разваливаются якобы из-за того, что построены они были некачественно - Так говорить, наверное, некорректно. Я не скажу, что были построены плохие или хорошие дороги. Есть ряд реализованных проектов, которые позволили городу разгрузиться в части транспортных потоков. Но сейчас есть другая проблема - с узакониванием этих объектов. Остались нюансы, связанные с проектно-сметной документацией, идет исправление ошибок в оформлении этой документации, она приводится в соответствие с действующим законодательством. Говорить, что какие-то вещи сделаны неправильно, я не могу - я не участвовал в этих процессах. Другая сторона вопроса в том, что, если усилия концентрировались на городе, то область где-то недополучила. Всегда если где-то прибывает, то где-то и убывает. - Где сейчас в области самая плохая ситуация с дорогами? - Везде есть сложные участки дорог, есть и более-менее нормальные. Если мы говорим об объективных характеристиках, то у нас порядка 47% дорог в ненормативном состоянии. Это очень большая цифра, к ней нужно относиться с большим вниманием. При специфике экономики Челябинской области, а у нас работает большое количество предприятий горно-металлургического комплекса, дороги убиваются моментально. Они перевозят миллионы тонн грузов и, конечно, давят дороги. Давайте говорить объективно, это действительно происходит. Месяц работы крупного карьера - и мы дорогу теряем. Основная масса дорожной сети формировалась 30-40 лет назад, туда заложен тот конструктив по тем параметрам, которые были в те годы. И сегодня дороги не выдерживают 60-тонные передвижные транспортные средства в такой массе. Мы ведем переговоры с этими компаниями и видим положительный отклик, понимание проблематики. - Какие переговоры? О вложении денег в ремонт дорог? - Нет, не о деньгах. О том, чтобы эти предприятия оптимизировали свои перевозки и переходили на железную дорогу. Совместно с железной дорогой мы эффективно поработали в прошлом году. Несколько предприятий откликнулись на наш призыв сохранить автомобильные дороги и перевели часть грузов на железную дорогу. Например, два предприятия из Аши, добывающих щебень, Михеевский ГОК, Мечел. В этом году планируем получить некий срез статистики перевозок и еще раз актуализировать информацию. - Но все-таки - предприятия не хотят вложиться в ремонт? - Бизнес занимает разную позицию. Где-то идут на диалог, где-то отмалчиваются. Мы уже внесли предложение в Заксобрание области по внесению изменений в закон о дорожном фонде, где, в том числе, предусматривается такая статья, как взносы юридических лиц и взносы физических лиц. Это несколько поправок, подготовленных совместно с Контрольно-счетной палатой области, они будут рассмотрены депутатами уже в июне. После того как поправки будут приняты, у предприятий появится законная возможность проявить себя. Пожалуйста, перевозите свои грузы, мы не возражаем, но некая социальная ответственность и поддержка бизнеса в этом направлении нам не помешает. - Взносы в дорожный фонд будут добровольными? - Ну конечно. А как? Мы столкнулись с тем, что нам необходимы эти поправки. Некоторых предпринимателей не надо уговаривать они сами к нам приходят и говорят, что готовы построить дорогу, потому что это нужно их бизнесу. - В регионе не собираются вводить свою систему Платон? - В принципе, это обсуждалось. Но сейчас целесообразность этого на стадии рассмотрения. Мы пошли другим путем. На федеральном уровне в прошлом году приняты нормативно-правовые изменения, закрепляющие ответственность за перегруз непосредственно за грузоотправителями. Сейчас им сложно отговориться тем, что это не я перевожу, а я просто отпускаю груз. Ответственность прописана. Именно в этом направлении административного воздействия мы и движемся в настоящее время. - Региональный дорожный фонд сегодня как формируется? - Из двух базовых источников акцизы на топливо и транспортный налог. Кроме того, идет работа с федеральным центром, привлекаем межбюджетные трансферты на сбалансированность бюджетов в части дорожного хозяйства. Кроме того, мы участвуем в целевой программе Устойчивое развитие сельских территорий, где есть отдельные статьи по финансированию дорожной деятельности. - В текущих экономических условиях проблем со сбором акцизов и налогов нет? - Мы не администрируем налоги, это функция минфина и федерального казначейства. В этом году мы проблем не видим - минфин конструктивно относится к нашей проблематике, идет навстречу. На сегодня у нас сформировался достаточно серьезный дорожный фонд на уровне 11 млрд рублей. В данную сумму входит все ремонт, содержание, строительство, безопасность дорожного движения, субсидии муниципальным образованиям. - Муниципалитеты жалуются на нехватку денег на дороги. - Это проблема нам тоже понятна. Она вытекает ровно из того, что я уже сказал, тех же проблем. Но давайте не будем забывать, что, в отличие от нас, у муниципалитетов есть очень серьезные полномочия по развитию своей экономики, наращиванию налоговой базы, которая может идти на нужды дорог, а этого о них все и ждут. - Из 11 млрд рублей какой проект будет самым крупным? - У нас все проекты сформированы примерно на одном уровне. Главная задача, поставленная губернатором, выработать максимально эффективный подход к расходованию этих средств. В первую очередь сохранить те 52% дорог, которые находятся в нормативном состоянии. Проведя диагностические мероприятия, мы постарались распределить средства равномерно. Список всех объектов и затрат на них опубликован на сайте министерства. Эта информация всегда открыта для населения. - Не могу не спросить про трехлетний дорожный контракт на 12 млрд рублей. Почему все-таки было принято решение объединить все дороги области в один лот и почему он рассчитан на 3 года? - Есть 257-й федеральный закон Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, который делит дороги нашей страны по четырем категориям: федерального значения, регионального или межмуниципального значения, муниципальные и частные. Соответственно, наше министерство отвечает за региональные и межмуниципальные дороги - это наша сеть. Если бы в этом законе была прописана какая-то другая градация дорог, какие-то зоны, округа, еще что-то, тогда вопросов бы не было. Но в контрактной системе закупок написано, что объект закупки должен быть сформирован объективно. Объективно - это то, что не зависит от личного мнения, личного восприятия. Но наша работа всегда регламентируется законодательством. Поэтому всем, кто нас критиковал, мы разъясняем свою позицию с точки зрения буквы закона и отраслевой специфики. Кроме того, мы попросили различные органы дать нам пояснение по этому вопросу, с целью соблюдения режима законности. В итоге мы решили вопрос в суде. Вообще в этой истории было много эмоций. - С точки закона вы сейчас все объяснили - все понятно, вы его не нарушили. А с точки зрения экономической эффективности поясните - почему все-таки такой крупный контракт? - Поймите правильно, когда руководство области ставит задачу повышения эффективности расходования бюджетных средств, то как раз годовой контракт это, на мой взгляд, не совсем экономически эффективный подход. Область выделяет крупные средства. А отношения с подрядчиком заканчиваются в день завершения контракта. И если подрядная организация при проведении ремонтно-восстановительных работ, при содержании дорог допустила какие-то огрехи, которые выявляются только в процессе эксплуатации, то мы хотели бы от подрядчика добиться ответственности за немалые деньги. Но самое главное это обеспечить выполнение всей работы в требуемом объеме. Потому что на кону безопасность дорожного движения. А я четко понимаю, что такое безопасность дорожного движения. Я человек, который берет на себя ответственность за это. За то, что нам предлагали сделать, я никогда на себя ответственность не возьму. Зима 2015-2016 годов нам все наглядно показала. 3 января был первый снежный удар по дороге Кизильское Бреды - Мариинский. Недалеко от нас, в Оренбуржье, погибли люди. Мы с трудом справились тогда со стихией. Глубочайшая признательность от меня тем людям, которые сидели за рулем снегоуборочной техники. Мне показывали страшные видео: высота снежных сугробов достигала четырех метров, никакой видимости, с полей весь снег поднимается и идет стеной. Это страшно, ты не видишь дороги, тебя заметает за минуту. Тогда, 3 января, порядка 40% техники вышло из строя по причине вот таких погодных условий - пошел ледяной снег, металл не выдержал, полетели приводы, коробки передач. И только за счет того, что подрядчик смог сконцентрировать все усилия на одном участке, перетащил из других районов тяжелую технику, помог своему подразделению запчастями на приличную сумму, мы в течение трех дней восстановили силы и не дали основным дорогам превратиться в непроезжую снежную целину. - Это вы про Южуралавтобан сейчас говорите? - Да, на тот момент подрядчиками были они. А непосредственно на этой территории ОГУП Карталинское ПРСД. Но теперь давайте представим себе ситуацию, что эта дорога находится в руках небольшой частной фирмы. Даже думать не хочу, что тогда было бы. Это только кажется всем, что все так легко и просто. На самом деле дорожная отрасль одна из самых сложнейших. Поэтому, если говорить о контракте, то как раз исходя из того, что мы понимаем всю меру ответственности и не самую легкую экономическую ситуацию по стране в целом, мы приняли такое решение. Федералы, кстати, до последнего времени заключали контракты на 5,5 года. Все приходят к одному и тому же именно долгосрочные контракты могут обеспечить безопасность на дорогах. Это ключевой фактор. - Сумма всех впечатлила. - Если поделить натрое и посмотреть по году, то получится примерно та же сумма, что и ранее ежегодно тратили. Суммы, набор работ, понимание того, что в этом году после зимы мы получим дороги в не самом лучшем состоянии, со всеми этими фактами мы пришли к губернатору, и спасибо ему, что он нас в этом вопросе поддержал. У нас нет другого выхода, мы берем на себя ответственность и решаем поставленные задачи. Либо мы продолжаем заниматься тем, что заключаем контракты, которые кого-то не нас устраивают, либо мы берем и решаем задачи. В рамках этого контракта мы перераспределили средства и дали денег на разметку, серьезно увеличили финансирование вопросов, связанных с безопасностью движения. Можно, конечно, дискутировать по этой цифре, но на самом деле денег не совсем достаточно. - Дорожники говорят, что нужно в разы больше. - Содержание дорог это планово-убыточный вид работ. В течение трех лет, на которые заключен контракт, неизвестно, каким будет курс доллара и, соответственно, стоимость запасных частей, цена на топливо, строительные материалы. Никто не дает таких прогнозов. - Критику контракт вызвал еще, наверное, и потому, что небольшие дорожные предприятия лишаются работы. - Нет, не лишаются. По контрактной системе у нас 15% объемов работ должны быть в обязательном порядке выделены среднему и малому бизнесу. Поэтому мы никого не ущемляем. Подрядчики тоже начинают понимать, что здесь не медом намазано - здесь надо работать и отвечать, причем по закону. - А вы не поясните, что это были за две странные фирмы, которые пожаловались на контракт в ФАС? Они не челябинские, не имеют отношения к дорожной отрасли. Что это было такое? - Я не могу сказать, что это за фирмы, кто за ними стоит и что это было. - Но они существенно затянули процесс заключения контракта. - Да, им это удалось. На пять месяцев. Нам вся эта история стоила большого труда и большого количества нервов. Мы понимали, что произойдет в случае срыва контракта. Изначально формулируя свою позицию, мы серьезно готовились смотрели законы, судебную практику. И мы рады, что суд поддержал нашу позицию. - Ваше министерство проводит много аукционов. Сталкиваетесь ли вы с тем, что подрядчики скидывают цену, а потом не могут справиться с объемом работ, заложенным в контракте? - Это крайне нехорошие ситуации. Уже в этом году по контрактам, которые были отторгованы с дисконтом в 30-40%, от подрядчиков начали приходить письма о расторжении в одностороннем порядке. Таким образом они воруют наше время очень короткий дорожный сезон, когда нужно вести работы. Это все к тезису что мы должны: молча смотреть на ситуацию или все же строить дороги. Почему-то все считают, что в дорожной отрасли легкие деньги. Мы объясняем, что этого в принципе быть не может. Это обывательские стереотипы. - С участком дороги Чекурова Кунашак - Усть-Багаряк и ЧСК Альянс была такая ситуация? - Примерно такая. Подрядная организация дисконтировала серьезную сумму. Зайдя на объект, где-то не рассчитав свои силы, ничего умнее не придумали, как решили дотянуть до стадии, когда всем стало понятно, что этот объект не будет сделан. Было много обещаний, много слов. А мы понимали, что если этот населенный пункт бросим, то в этом отдельно взятом населенном пункте будет социальный взрыв. Там живут в основном пожилые люди, которым необходима медпомощь, нужен проезд, дорога. Мы, несмотря ни на что, дорогу сделали, новый подрядчик взял на себя гарантийные обязательства. - Кунашакские общественники критиковали подрядчика за работу в снег. - Да какие это общественники Это была попытка перевернуть все с ног на голову. Некие люди за счет этого объекта решили попиариться. Наверное, они какие-то бонусы заработали. Почему-то ни у кого нет приступов истерии, когда строители в 30-градусный мороз заливают бетон на стройке. Все же понимают, что современные бетоны это многокомпонентные смеси, адаптированные для работы и в жару, и в мороз. А потом мы все спокойно живем в этих домах. И для дорожного строительства давно изобретены новые технологии, в том числе для различных погодных условий. - Почему тогда дороги вспучивает? - Главный враг наших дорог это вода. Уровень грунтовых вод серьезно повысился. На прошлой неделе у нас на личном приеме были граждане из Красноармейского района, которые в один голос сказали, что у них в подвалах, где раньше было сухо, теперь стоит вода. Есть цикличность движения грунтовых вод 12-15 лет. Видимо, сейчас мы это и наблюдаем. - И что делать? - В данный период как раз наиболее остро стоит вопрос сохранности дорог. При движении легкового автотранспорта мы проблем особых не видим, а когда интенсивно идет грузовой транспорт, особенно в период весеннего оттаивания, мы получаем очень нехороший результат. - То есть нужно в паводок закрывать дороги? - Это не паводок, это период оттаивания дорог. У нас на Урале глубина промерзания грунтов до двух метров. Чтобы земля оттаяла и мы не получили неприятных последствий от движения транспорта, дороги надо в определенный период закрывать. И мы так делаем - ограничиваем движение грузового транспорта на определенный период. При ремонте и строительстве асфальтобетон проверяется на влагонасыщение, это один из главных показателей. Определенные мероприятия по понижению грунтовых вод ведутся при строительстве. - Возвращаясь к дороге Чекурова, расскажите, что сейчас происходит с уголовным делом (следственное управление СК РФ возбудило дело по факту халатности при заключении контракта прим. ред.)? - Не смогу вам дать комментарий - нас следственные органы в детали не посвящают. Но на самом деле отрадно, что правоохранительные органы откликнулись на наш призыв. - Так это была ваша инициатива? - Это была инициатива наша и ОГКУ Челябинскавтодор. Деньги по контракту были перечислены, ущерб причинен, и если подрядчик не прав, то следствие разберется. - Как вы относитесь к платным дорогам? - В свое время я принимал участие в разработке проекта участка платной дороги Европа Западный Китай, проходящего по территории республики Башкортостан. Дорога серьезная, через Китай, Казахстан, Россию. И сейчас этот проект планируется к реализации исключительно на частные деньги. Чтобы окупить эти инвестиции, должна быть платная дорога. Сами по себе платные дороги это та же самая услуга, вид транспортного обеспечения населения. Мы можем ездить на старом автобусе, а можем на новом с комфортом, но за это придется заплатить. - В Челябинской области планируются такие проекты? - Для нашего региона мы рассматриваем участок Оренбург Орск - Челябинск это продолжение Шелкового пути на Китай. Совместно с ГК Автодор мы сейчас обсуждаем общую канву этого проекта. Если все будет нормально, мы перейдем в практическую плоскость. Совместно с Оренбургской областью мы будем определять механизм, бизнес-модель и в дальнейшем будем предлагать ее на рынке, инвесторам. - Эта дорога будет в частной собственности? - Разные могут быть варианты. Может быть долгосрочное пользование до периода окупаемости вложенных инвестиций. Все будет зависеть от инвестора. - Если речь идет о Шелковом пути, то инвестором могут стать китайцы? - Китай достаточно активно инвестирует в экономику России, поэтому не исключено. Отечественный бизнес тоже не должен стоять в стороне, я считаю. - А по срокам сориентируете? - Обсуждение закончится в этом году. В следующем году попробуем перейти к подготовке документации. Но это наши задумки - все будет зависеть от возможностей.

Автор: Ирина Крючкова
Источник: Znak.com
просмотров: 25

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.