Апрель 2024

16:00, 14.06.2016

Археологи начали поиск новых мумий в районе Салехарда

Археологи начали новые раскопки на памятнике Зеленый Яр, где в прошлом году была обнаружена хорошо сохранившаяся мумия мальчика. Как сообщили Znak.com в Научном центре изучения Арктики, новая экспедиция надеется обнаружить мумифицированные останки других людей и захороненные с ними предметы. Археологический сезон длится, как правило, месяц. Параллельно в июне и июле будет проходить изучение останков мумии ребенка, найденной в Зеленом Яре в прошлом году. Как рассказал археолог Научного центра изучения Арктики Александр Гусев, в Салехард прибудет микробиолог из Института экспериментальной медицины (Санкт-Петербург) Артемий Гончаров, чтобы исследовать находку и взять пробы на определение различных заболеваний у погребенного мальчика. Известно, что ребенок умер в возрасте 6-7 лет. Причина, по которой он скончался, не определена. Каких-либо костных повреждений или ранений на теле не обнаружено. Но палеоантропологами зафиксированы изменения в скелете, произошедшие вследствие продолжительных болезней или голодания. В это время на Ямал также прибудут ученые Института молекулярной генетики РАН (Москва), взявшие осенью прошлого года образцы тканей мумии и выделившие её ДНК. Исследователи планируют посетить поселки Зеленый Яр и Мужи, чтобы сравнить расшифрованный геном с ДНК коренного населения и определить представителем какого северного народа являлся захороненный в некрополе ребенок. А уже в середине июля в секторе археологии Научного центра изучения Арктики ждут специалистов из Южной Кореи, которые проведут генетические исследования и попытаются восстановить облик мальчика. В эти же дни в Салехарде работает младший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных археологических исследований Артефакт Томского государственного университета Михаил Вавулин, который проводит 3D сканирование мумифицированных останков и обнаруженных в погребении предметов топорика, медных пластин. Раскопки близ поселка Зеленый Яр начались в 1999 году под руководством известного ямальского археолога Натальи Федоровой. В 2013 году работы были продолжены. На данный момент археологический комплекс состоит из трех частей: литейная мастерская VI-VIII век нашей эры и два могильника ранний VIII-IX век нашей эры - и поздний - XII-XIII век нашей эры. Мумифицированные останки исследуемого ребенка признаны находкой мирового уровня, сейчас они хранятся в Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе имени Шемановского. Зеленый Яр - небольшой островной поселок на реке Полуй в 40 километрах от Салехарда. Это единственный памятник на севере Западной Сибири, где были впервые обнаружены мумифицированные останки людей. Так, знаменитая мумия мужчины-воина, сохранившаяся благодаря вечной мерзлоте и окислению меди, была обнаружена именно в первый период раскопок с 1999 года по 2002 год Натальей Федоровой.

Автор: Служба новостей