Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

08:54, 13.04.2016

Ректоры всех педвузов страны, объединяйтесь!

В Челябинском государственном педагогическом университете при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области проходит Всероссийский семинар-совещание «Модернизация педагогического образования: задачи, результаты и перспективы». В мероприятии принимают участие руководители 23 педагогических вузов России. Проекту модернизации уже два года, он прошёл свой первый этап, и пришло время подвести итоги.

В приветственном слове ректор ЧГПУ Владимир Садырин поздравил всех присутствующих с Днём космонавтики и рассказал о Челябинском педвузе, ровеснике Челябинской области, который за время своего существования выпустил более 80 тысяч учителей, а сам стал основой для создания других вузов региона. Также он отметил, что ЧГПУ работает в условиях острой конкуренции, в отличие от других педвузов страны, так как в области учителей готовят еще семь высших учебных заведений.

«Для абитуриентов, поступающих в наш вуз, у нас разработаны специальные программы, в частности, следующая: выпускникам, получившим по результатам ЕГЭ не менее 230 баллов, предусмотрена повышенная стипендия в течение первого семестра – 5 тысяч рублей, те же, кто набрал более 250, будут получать 10 тысяч рублей. Таким образом, успешная учёба в школе даёт возможность без проблем начать обучение в вузе», - отметил Садырин.

За последние три года в ЧГПУ создано множество новых образовательных программ, ставших привлекательными для абитуриентов. Наибольшей популярностью сейчас пользуются направления «учитель английского» и «учитель китайского языка», сохраняется интерес к специальностям «учитель биологии» и «учитель физкультуры». Становится более распространено так называемое «семейное образование».

«В нашем вузе создана гибкая модульно-накопительная система переподготовки и повышения квалификации. В 2015 году по индивидуальным программам переподготовку прошли 250 педагогов из разных школ России, - рассказал Владимир Садырин и добавил, - мы также можем гарантировать практически стопроцентное трудоустройство: к 2019 году, согласно прогнозу, области потребуется более 3000 учителей-предметников».

Садырин напомнил о недавнем выступлении губернатора Бориса Дубровского перед Законодательным собранием области, во время которого глава региона подчеркнул необходимость проработки регионального проекта с условным названием «Новый учитель» - министерство образования должно учитывать всю совокупность требований к современному педагогу, обеспечивать учителю солидный соцпакет: «Мало сказать учителю «спасибо», важно приложить к этому возможность жить достойно».

Заместитель министра образования Челябинской области Елена Зайко в тему к последним словам Садырина вспомнила про проект ТЕМП, с которым Челябинская область выступала перед Советом Федерации. Заметим, что проект направлен, прежде всего, на профориентацию.

«Раньше в педвузы шли все, кому просто не хватило баллов на другие специальности, а сами вузы не имели возможности проводить отбор абитуриентов. Проект «ТЕМП» меняет ситуацию к лучшему», - считает Елена Зайко, она также упомянула о том, что министерство образования не мыслит развития педагогики без сетевого взаимодействия между педвузами страны.

Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» начал со слов о том, что без учителей завтрашний день невозможен.

«Не стоит посыпать голову пеплом, в педагогике у нас в стране всё не так плохо: хорошая «началка», неплохо с математикой и естественными науками. Хуже обстоит ситуация с использованием школьных знаний за пределами школы, то есть в реальной жизни, вот тут начинаются проблемы. Наша методика преподавания – как ребёнком решить задачу, как ребёнком прочитать текст, а не как развить ребёнка, - отметил Болотов. – Начиная с 2017 года, мы уже должны работать в соответствии с профстандартом (в связи с модернизацией педагогического образования), но стоит задаться вопросом – а мы что-то для этого сделали? Или, как в СССР, обойдёмся имитацией изменений? Не обойдёмся, ситуация предельно жёсткая: либо мы меняемся, либо нас «сносят».

По его мнению, действовать нужно по всем направлениям:

– усиление развития практических компетенций. Школа – не место проведения практики, а партнёр вуза (как клиники у медиков);

– магистратура для быстрого входа в профессию людей без педобразования;

– сетевое взаимодействие и обмен опытом с другими вузами. «Натуральным хозяйством не проживёшь, ни у кого не хватит ресурсов справиться в одиночку». Описание лучших региональных практик;

– разработка Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) четвёртого поколения;

– профориентация в школе;

– сопровождение молодого педагога в течение трёх лет на начальном этапе работы.

Директор Центра НИУ Высшей школы экономики Анатолий Каспржак заявил, что, наряду с проблемой входа в профессию (низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов и отсутствие возможности отбора мотивированных к педагогической профессии приводит к понижению процента трудоустройства выпускников) и проблемой подготовки (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельного подхода в подготовке студентов), существует и проблема удержания в профессии.

«Речь должна идти не о реформировании педвузов, а об институционной реформе программ педобразования в единой связке с профессией. Существующую систему необходимо «открыть», интегрировать её с системой высшего профессионального и допобразования, предусмотреть механизмы, обеспечивающие мягкий «вход» в профессию и мягкий «выход», - объяснил Каспржак. – На самом деле, многие, кто в 17 лет кричит, что хочет быть учителем, не знают, хотят ли они быть учителями, так как не знают, что это такое».

В его понимании студентоцентрированная динамическая организация образовательной программы должна базироваться на модулях ОПОП (основная профессиональная образовательная программа). Модуль – это связка учебных мероприятий, которые посвящены одной теме.

В дополнение к проблемам педобразования, о которых говорилось с трибуным, некоторые участники семинара поделились с нами своми соображениями.

«У нас в республике не так остро стоят вопросы с материальным обеспечением педвузов, с этим всё в порядке, - сказал корреспонденту lentachel.ru Ахмед Ажиев, проректор по учебной работе Чеченского государственного педуниверситета. – Но сильна проблема двуязычия. В семьях и в школах говорят на чеченском, ЕГЭ же сдаётся на русском языке, и талантливые ребята не набирают достаточное количество баллов, сложно им и в университете. Я считаю, преподавать в школах нужно только на русском языке. А для тех, кто учится в вузах уже сейчас, устраивать больше командировок по России, чтобы они учились лучше говорить по-русски».

Проректор по стратегическому развитию Новосибирского педагогического университета Наталья Алтыникова в разговоре с журналистом lentachel.ru упомянула о том, что невнимание к профориентации на школьной скамье и недостаточная практикоориентированность образования в университете характерны не только для педагогического образования, но для всей системы высшего образования – оно оторвано от жизни: «Поэтому практики, которые разрабатываются сейчас для модернизации этой области обучения, смогут и должны быть применены во всех вузах страны».

Собственно, вышеназванные практики уже приводятся в исполнение, не отстаёт от них и ЧГПУ, активно налаживая сетевое взаимодействие, о чем много говорили на открытии совещания.

Ева Полякова

Фото Любови Гредюшко

Источник: LentaChel.ru
просмотров: 18

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.