Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

15:38, 06.08.2015

«Живем бок о бок. Как объяснить соседу-избирателю, что его мнению не доверяют?»

В Челябинской области, где повсеместно отменили всенародные выборы глав муниципалитетов, отдав прерогативу избрания градоначальников конкурсным комиссиям, только два поселения пошли против системы. Депутаты Родниковского и Ключёвского сельских поселений Троицкого района, несмотря на указания сверху, назначили на 13 сентября 2015 года прямые выборы глав. Эти решения уже признаны районным судом незаконными, но сельчане продолжают борьбу. В интервью Znak.com глава Ключёвского поселения Василий Гузев рассказывает о том, почему он не согласен с процедурой назначения глав и почему не собирается продолжать работу в должности.

- Василий Владимирович, почему депутаты Ключёвки отказались вносить изменения в устав, касающиеся отмены всенародных выборов глав?

- Вообще законодательные изменения связаны с положениями 136-ФЗ («О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 27 мая 2014 года, - прим. ред.), где, в части заключительных и переходных положений, в статье 4 предложено привести в соответствие с федеральным законом все законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований. Содержательно в федеральном законе речь идет о необходимости законодательного закрепления на уровне субъекта выбора модели организации местной власти, фактически он закрепил те модели, которые уже существовали на практике в разных регионах, и предложил субъектам определиться с выбором.

Ответом региональных законодателей стал областной закон от 11 июня 2015 года «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области» (предыдущий областной закон, от 12 марта 2015 года, как известно, был принят и сразу же отменен).

Естественно, внесению изменений должна была предшествовать процедура публичных слушаний, обсуждений в СМИ, на сходах граждан. Проект регионального закона нуждался в тщательной проработке, в предварительном обсуждении до того, как его приняли. На самом деле, ничего подобного не происходило, мало того - законодатели Челябинской области категорически отказались принять во внимание мнения глав сельских поселений, прибывших на заседание рабочей группы Заксобрания в октябре 2014 года. Они без всякого обсуждения заявили, что для выработки положений закона Челябинской области, затрагивающего представительство интересов населения в собрании депутатов муниципального района, достаточно мнения депутатов самого собрания муниципального района. Представляется, что для реализации 136-ФЗ необходимо было бы рассмотреть вопросы с поправками в законы субъекта Федерации о разграничении имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями. Однако этого не сделано ни в 2014, в 2015 году.

Вот что было задумано федеральными законодателями, и чем ответили региональные законодатели. Замысел 136-ФЗ искажён до неузнаваемости - он стал как кривое зеркало.

- Почему ключёвские депутаты решили противопоставить себя всей законодательной машине области и единороссам?

- Ключёвские депутаты вовсе не имели намерения противопоставлять себя «законодательной машине». Депутаты сельского поселения, в отличие от депутатов Заксобрания, встречаются со своими избирателями не по расписанию, а ежедневно или даже ежесуточно. Живем бок о бок. Какими словами можно объяснить избирателям, что глава района или губернатор не доверяют мнению избирателей? Не доверяют правильности выбора такого лица, который будет представлять их интересы на всех уровнях. Научиться представлять интересы населения действительно непросто. Федеральный законодатель предлагает устанавливать срок полномочий того же главы достаточно дифференцированно - от 2 до 5 лет. Почему, например, областным законодателям не предложить, чтобы первый срок полномочий составлял бы 2 года. В случае положительного результата, следующий срок - 3 года.

И опять же ответ на этот вопрос можно найти ответ в Конституции РФ, в главе восьмой. Муниципальные органы власти не входят в органы государственной власти. Мне бы не хотелось, чтобы взаимоотношения между уровнями власти строились по принципу «я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак». Поверьте, что у органов местного самоуправления в сельских поселениях нет желания вступать в конфликт с другими уровнями власти. Наоборот, мы все время ищем поддержку и понимание со стороны в первую очередь муниципального района, а, не найдя взаимопонимания в районе, вынуждены обращаться в правительство, Заксобрание. Беда в том, что федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являющийся детальным документом по реализации положений Конституции РФ, не знают, не понимают и по-своему излагают, отступая до свободного толкования, буквально на всех уровнях власти: региональном, районном, местном. И как результат - положение в сельских поселениях по пословице «у семи нянек дитя без глазу».

- Это привело к вашему конфликту с главой района Людмилой Шаталовой?

- Возможно, что со стороны главы Троицкого района Людмилы Шаталовой наши взаимоотношения смотрятся как конфликт. Как глава Ключёвского сельского поселения я вижу наши взаимоотношения как непонимание или даже нежелание разобраться в деталях со стороны именно главы района. Нас, некоторых глав поселений, всё время обвиняют в бузотёрстве, а дать ответы на конкретные вопросы или обсудить наши предложения - отказываются. От взаимных обвинений результатов не будет, нужно аргументировать свою позицию в рамках закона. Неоднократно предлагал рассматривать вопросы на расширенных, любых других, совещаниях как способ реализации федерального закона 131-ФЗ. А в ответ -тишина. Поэтому сейчас моя позиция во взаимоотношениях с районом только в рамках 131-ФЗ и других федеральных законов, содержание которых органам власти муниципального района ещё предстоит изучить: «Основы законодательства о культуре в РФ», «О погребении и похоронном деле», «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» и другие, отраслевые стандарты по дорожной деятельности, санитарные нормы по содержанию мест захоронения. У муниципальной районной власти просто отсутствует системный подход. Это же ненормально, когда местный муниципалитет просит работать районный муниципалитет по существующему закону. К сожалению, районные власти увлечены созданием собственного положительного имиджа, в то время как решение конкретных вопросов перекладывается либо на сельские поселения, либо на отдельных персон, которые потом со скандалом уходят из районной администрации.

- На какой стадии сейчас ваше противостояние?

- В 2014 году в федеральный закон 131-ФЗ были внесены существенные изменения: 24 вопроса местного значения переданы на уровень района. За прошедший 2014 год муниципальный район не сделал ничего, чтобы с начала 2015 года работать по закону в полный рост. Половина 2015 года ушла на попытки переложить всё опять на сельские поселения. Частично районным чиновникам это удалось - некоторые поселения согласились вернуть всё в сельское поселение.

Я думаю, что этот поступок для глав сельских поселений - вынужденная мера в силу разного рода причин, в том числе и личного характера, но население этих сельских поселений от этого лучше жить не будет.

Не найдя понимания в районе, сельские муниципалы обратились в поиск - кто сможет представлять их немногочисленное население с многочисленными проблемами перед президентом, правительством, губернатором, судами. Именно с этой целью и Ключёвское сельское поселение вошло в Ассоциацию городских и сельских поселений Челябинской области. Я уверен, что благодаря настойчивой работе Ассоциации произошли изменения в 131-ФЗ, нас услышал президент РФ. Он сформулировал задачу законодателям о необходимости сбалансировать перечень вопросов на местном уровне с теми денежными средствами, которыми располагает местный бюджет. Оценить текущее состояние дел по решению местных вопросов должны представители надзорных органов. Но пока взаимоотношения между сельскими и районными муниципалитетами не изменились.

- Пять лет назад вы выдвинулись на должность главы Ключёвки… Чем руководствовались, на что рассчитывали?

- Выдвигался, чтобы разобраться в нашем парадоксе: почему страна богатая, а народ - бедный. Разобрался, причин несколько. Причины - как в самом населении, так и в отсутствии обратной связи между населением и вершителями его судьбы. Те проблемы, которые можно и нужно решить, я о них вам рассказал. Другая проблема в том, что население оказалось психологически не готово работать только на себя. Многие просят помочь с работой. Организовать себя либо организоваться коллективом население не готово. Нужны конкретные условия и живые примеры, чтобы было на кого ориентироваться.

- Удалось что-то решить из того, что запланировали?

- Да, удалось. Удалось систематизировать проблемы. Некоторые проблемы заключаются в правильности понимания роли и места местного самоуправления. А некоторые вопросы, как и любая работа, должны решаться предметно, без затягивания. Не отрицаю, что есть проблемы, которые крайне важны для успешной работы местного уровня власти - это кадры. На текущий момент престиж работы в администрации сельского поселения близок к нулю. Зарплата специалиста с образованием - 6 тыс. рублей, это ниже минимальной зарплаты, которая, как известно, соответствует труду неквалифицированного работника. И вот с такой зарплатой мы хотим, чтобы у нас местная администрация была компетентной?! Мы хотим, чтобы все специалисты администрации были квалифицированными?!

Администрация начала диалог с населением, обратная связь осуществляется через нашу местную газету «Ключёвский вестник». Население нужно приучать читать официальную газету, не пользоваться слухами и сплетнями. Процесс вовлечения населения в местное самоуправление длительный и непростой, и мы в самом начале.

Азы местного самоуправления должны закладываться в школе. К сожалению, наши школы не готовят детей ни к труду, ни к участию в муниципальном управлении, ни к предметному пониманию своих конституционных прав.

- Как думаете, если удастся отстоять прямые выборы, жители за вас проголосуют? Или - если не удастся - вас назначат?

- Для меня это не вопрос. Я не выдвигаюсь на пост главы поселения. Население должно задуматься о том, что лучше: всенародное голосование или назначение главы. На мой взгляд, ситуация, когда принадлежащим жителям правом выбора распорядятся назначенные члены комиссии - это шаг к деградации избирательных прав.

- А почему не выдвигаетесь?

- Вы знаете, все эти пять лет приходилось постоянно быть «на взводе». Постоянное давление сверху, штрафы от проверяющих по поводу обязанностей, на которые у нас нет ни заложенных в бюджете средств, ни даже полномочий. Например, в законе написано, что мы «вправе» заниматься, а на практике вменяют нам это в обязанность. Глав постоянно штрафуют после разного рода проверок. Как-то даже пришлось взять кредит в 10 тыс. рублей, чтобы заплатить налог проверяющим из ГО и ЧС: они заявили, что не предусмотрена система оповещения на случай, если вдруг прорвет плотину водохранилища ГРЭС, а мы попадаем в зону риска. Я потом разобрался, посмотрел по законодательству: это к полномочиям органов власти поселения не относится, если в возможную зону затопления попадает несколько поселений (как в этом случае - посёлок ГРЭС, Бобровка, Ключёвка, Каменная речка), то это областная компетенция. Ездил в областное министерство экологии, там одна женщина, замминистра, у меня спросила: «А как далеко от вас находится плотина ГРЭС?», я говорю: «Примерно в 12 километрах», отвечает: «Ну, вот если бы километрах в шести, мы бы этим занялись!»

Районная прокуратура постоянно давит, чтобы депутаты внесли изменения в устав в связи с изменениями в федеральном и областном законодательстве, которые касаются выборов главы. Я говорю сотруднице прокуратуры Евгении Кожемякиной: «Вот вы на нас давите, а районные депутаты до сих не внесли изменения в устав района! Больше года прошло с момента изменения федерального законодательства…» «Как, - отвечает, - Не внесли?! Не может такого быть!». «Ну, посмотрите у них на сайте, говорю! Никакой информации о принятии изменений нет, устав в старой редакции». И так - вот всем.

Бюджет у нас сейчас формируется из поступлений от налогов граждан: это примерно 1 млн 300 тыс. рублей и 900 тыс. рублей - губернаторская субсидия на содержание местной администрации, в прошлом году приходили еще дорожные деньги - 1 млн 200 тыс. рублей, мы их, естественно, могли тратить только на ремонт дорог, установку дорожных знаков, оформление и постановку кадастровый учет дорог, что нам тоже вменили в обязанность. Постановка на кадастровый учет дорог сельского поселения - то, что с нас постоянно требовали, это 200 тыс. рублей. Хорошо, что за счет дорожных денег удалось проблему решить. В этом году дорожные деньги у нас район забрал.

Проблемы с муниципальной культурой: шесть лет назад по инициативе сверху клубы и библиотеки заставили сделать самостоятельными юридическим лицами, финансирование их осуществлял областной минкульт. В этом году район сказал, что из области деньги не придут, и предложил сельским муниципалитетам взять клубы на своё содержание. Естественно, это дотационные организации: так, на содержание клуба нужно 1,5 млн рублей (зарплата сотрудников, обслуживание помещения, отопление) в год, а зарабатывает он за тот же самый год 30 тыс. рублей - на платных дискотеках. И тем, кто требовал, чтобы учреждения культуры стали самостоятельными, дела до них уже нет.

Ну, и кроме того, на работе, не на работе, в отпуске или нет - люди постоянно звонят со всеми своими проблемами. Звонят, например, говорят, придите - застрелите собаку. Или одна женщина постоянно обращается: дальняя родственница её оскорбляет, унижает - примите меры. Это, по сути, компетенция участкового, но… он у нас один на Ключёвку и Каменную речку, на оба населенных пункта, входящих в состав сельского поселения. А живет - на ГРЭСе (посёлок ГРЭС, пригород Троицка, расположен более чем в 20 километрах от Ключёвки). В советские времена участковый должен был жить на своей территории, чтобы люди постоянно видели человека в форме, знали, что есть порядок, есть к кому обратиться… Участковый сначала говорил, что будет постоянно вести прием, если ему выделят кабинет. Выделили, оборудовали. По-прежнему не появляется. В общем, по любому вопросу, к которому часто местная администрация никакого отношения не имеет, обращаются. Я в таких случаях уже, бывает, спрашиваю: «Если у вас зубы заболят, вы тоже к главе будете обращаться или все-таки к стоматологу?».

- Не исключено, что к главе, поскольку к стоматологу придется ехать в Троицк, за 30 километров. Ключёвскую амбулаторию больницу ведь закрыли несколько лет назад в рамках оптимизации местной медицины?

- Да, действительно, больницу оптимизировали (а проще говоря, закрыли, в рамках модернизации медицины Челябинской области) два года назад. Закрыли и аптеку. После того, как жители стали возмущаться, писать жалобы, осенью прошлого года открыли пункт неотложной помощи. И это - все!

- Так есть ли смысл вообще кому-то бороться за должность главы: бюджет - дотационный, подотчетность, давление сверху, обращение граждан по любому вопросу?..

- Бороться нужно не за должность, а за умы людей. Правовой нигилизм, оболванивание населения ведёт к деградации общества в целом. Бороться нужно за то, чтобы те законы, которые существуют, работали на всех уровнях власти, а они сейчас саботируются и никакие надзорные органы не в состоянии вменить требования федеральных законов, как и Конституции РФ, местным законотворцам.

- Если вас вместе с депутатами Шиков (начальник управления внутренней политики администрации губернатора Виталий Шиков, - прим. ред.) пригласит к себе, поговорит, чаем напоит, может, депутаты изменят свою позицию и внесут требуемые от них изменения об отмене выборов и назначении главы в устав сельского поселения?

- Мы с Виталием Борисовичем Шиковым встречались не один раз… Он человек коммуникабельный, общительный, ему главное, чтобы все было спокойно, без скандалов: дали вам денег, теперь идите и не беспокойте! Если Шаталова - это человек, который может работать только топором, то он склоняется к компромиссам. Но, по сути, в администрации губернатора рассуждают достаточно примитивно: мы тебе деньги даем, а ты иди и разберись, чтобы конфликтов больше не возникало. А то, что эти конфликты основаны на давних проблемах, которые нужно решать, - до этого никому дела нет. Поэтому, такой разговор в управлении внутренней политики ситуацию не изменит: депутаты стоят на своем, я стою на своем, пусть сельскому поселению хоть 200, хоть 500 тыс. рублей пообещают за то, чтобы мы проявили лояльность, своего мнения никто не изменит. Хотя я знаю, что на днях в Ключёвку приезжала Шаталова с Доютовым (Петр Доютов - председатель Троицкого районного собрания депутатов, - прим. ред.), пытались с депутатами договориться. Я на эту встречу не пошел, поскольку официально нахожусь в отпуске, да и зачем? Представительный орган должен сам принять решение. Но, похоже, представителям районной власти договориться с депутатами, чтобы они внесли изменения в устав, так и не удалось. В других поселениях - да, получалось, там, конечно, у всех свои причины.

- Сельские поселения сейчас в большинстве своем завязаны на поступления из вышестоящих бюджетов. Отсюда - их зависимость. Может ли глава сельского поселения как-то повлиять на экономическую ситуацию у себя на территории? Ведь в большинстве деревень от производства остались руины… Реально как-то привлечь инвесторов, что-то построить на чистом энтузиазме, ликвидировать разруху, создать рабочие места, чтобы люди могли работать у себя дома?

- На мой взгляд, разруха в головах. Что у человека в голове, таковы и поступки, и поведение в обществе. В советское время в стране были немецкие деревни, заселённые этническими немцами. Эти деревни отличались от других высокой организованностью, порядком. Так вот сейчас немцы уехали, приехали переселенцы, и сёла превратились в руины. Кто разрушил то, что построили в советское время? Может, боевые действия происходили? Нет, сами разломали, растащили. Кто сейчас придёт и построит всё заново? Никто. Нужно, чтобы каждый житель понимал личную ответственность за происходящее в его селе. Когда это понимание придёт, тогда и будет порядок. Это понимание вырабатывается личным опытом в управлении муниципальной собственностью. Не хоронить нужно участие в выборах, а наоборот, поддерживать и помогать.

Источник: Znak.com
просмотров: 96

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.