Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:52, 08.05.2015

Одна на всех Победа: Сад артиллериста Ефанова

Он построил дом, посадил сад, вырастил детей. И уцелел на войне, самой страшной в мировой истории.

Уроженец села Бородиновка Варненского района Челябинской области Илья Кузьмич Ефанов, гвардии старший лейтенант, прошел всю Великую Отечественную войну - от стен осажденной Москвы до Кенигсберга, принимал участие в разгроме японской Квантунской армии на Забайкальском фронте.

О своем дедушке рассказывает жительница поселка Увельский Татьяна Воронова.

«До войны профессия у моего деда Ильи Кузбмича Ефанова была самая мирная – школьный учитель. После окончания в 1938 году Свердловского педагогического института он работал преподавателем истории в средней школе №2 Соликамска. Потом два года службы в Красной армии, где он приобрел военную специальность артиллериста 122-миллиметровых гаубиц, и возвращение домой. Когда началась война, пришлось вспомнить артиллерийское дело, пройти курсы усовершенствования командного состава, и уже 7 декабря 1941 года мой дед в составе 2-й мотострелковой дивизии войск НКВД особого назначения оказался на Западном фронте, под Москвой. В этих ожесточенных боях его батарея, где он был сначала заместителем командира, а потом и командиром, уничтожила немало живой силы и техники противника. Далее путь дивизии лежал на Запад в составе Западного, 3-го Белорусского, Ленинградского фронтов. После провала гитлеровского плана взятия Москвы фронт на это направлении надолго стабилизировался, хотя бои не прекращались. Это были бои «местного значения», как о них сообщалось в сводках Информбюро, в которых, тем не менее, также гибли солдаты.

 

Довелось дедушке освобождать многострадальную Белоруссию, потом наступил черед Прибалтики.

«Служил я в артиллерии, командовал батареей, входившей в состав подразделения, предназначенного специально для прорыва обороны противника. Как сейчас помню бои в центре Вильнюса. Более пятисот солдат противника засели за толстой каменной стеной, откуда вели безостановочный огонь по нашей пехоте. Тогда расчет гвардейца Моисеева выдвинулся на открытую позицию, чтобы стрелять прямой наводкой. Всю силу своего огня фашисты сосредоточили на отважных артиллеристах. Но расчет действовал уверенно и слаженно. Каменная ограда была разрушена, путь пехоте открыт», - вспоминал Илья Кузьмич.

А вскоре наши войска перешли Государственную границу СССР и стали бить врага уже на его территории. Вот как дедушка рассказывал о штурме Восточной Пруссии в октябре 1944 года:

«Под Кенигсбергом фашисты дрались отчаянно, в бой бросали множество танков и артиллерии. В те дни даже отдельные хутора два-три раза за сутки переходили из рук в руки! А тут еще весенняя распутица - орудийные расчеты наступали по глубокой грязи, через болота, разлившиеся речки. Но нас уже ничто не могло остановить. Сражение  длилось три дня и три ночи, от дыма и огня даже солнце порой не было видно».

 

В январе 1945-го войска, в составе которых была и батарея старшего лейтенанта Ефанова, штурмом овладели городами Пилькаллен, Рагнит, Инстербург. 9 апреля пал Кенигсберг, а через месяц война с гитлеровской Германией закончилась полной победой.

Когда дедушку спрашивали, какой у него самый памятный день войны, он отвечал: «Самый светлый, самый памятный, самый дорогой. 8 мая 1945 года мы услышали по радио сообщение о конце войны. На дворе стояло необычно тихое майское утро. Эта тишина запомнилась на всю жизнь. И еще ощущение: каждый из нас выполнил свой воинский долг».

Илья Кузьмич Ефанов награжден тремя орденами Отечественной войны (в том числе двумя первой степени), орденом Красной Звезды и многими медалями. Но эти подвиги и награды оплачены немалой кровью: дед был трижды ранен и два раза контужен, в сентябре 1946 года он демобилизовался инвалидом второй группы.

После войны он вернулся к своей довоенной профессии и еще четверть века отдавал себя благородному делу обучения и воспитания детей – работал в Бородиновке учителем истории, директором школы и детского дома, организатором внеклассной работы, занимался партийной и общественной работой. И, кстати, не забывал однополчан: со многими состоял в переписке, в мае нередко ездил на встречи боевых товарищей.

Уцелев на войне, дед пытался сделать жизнь после нее максимально красивой, комфортной для своей семьи, в которое росло трое детей, и своих односельчан. Первым в селе Бородиновка, где раньше выращивали только картошку и возделывали небольшие огороды вдоль речки, он разбил сад возле дома. В саду было много яблонь самых разных сортов, которые он сам прививал, обрабатывал от вредителей, вырезал лишнюю поросль. Позже появились сливы, виктория, смородина, малина. Бабушка всегда украшала сад цветами. До сих пор помню ее георгины, гладиолусы, которые каждую осень радовали глаз.

Когда дед работал в школе, он вместе с учениками вырастил поселковый сквер. Бородиновка расположена в степной зоне, но на въезде в деревню и теперь зеленеет старый парк. Правда, кажется, за ним уже никто не ухаживает…

С детства я помню, как мы чистили с бабушкой рыбу, которую регулярно ловил дед в местных речках (сначала у него был мотоцикл «Урал», а потом, как ветерану войны, ему в порядке очереди разрешили купить (!) красный «Запорожец», на котором он ездил на рыбалку). Иногда дедушка брал меня с собой в лес за клубникой, вишней. Еще я помню запах вощины и меда в чулане, где хранились дедовы ульи. Он очень увлекся пчеловодством, летом мы всегда качали с ним мед, и только бабушкина сильнейшая аллергия на укусы пчел заставила его бросить любимое занятие.

Когда мне было всего года четыре, дедушка преподнес мне урок, который почему-то я помню до сих пор, и нередко следую его совету. Дело было весной. Он высаживал молодые яблоньки в своем саду – копал под них ямы, удобрял, поливал. Конечно же, в таком деле без 4-летней «помощницы» было не обойтись – я носила за ним лопату, тоже пыталась копать, поливать из больших ведер. Дед сказал мне: «Ты не пытайся делать то, что я, делай то, что ТЫ СЕЙЧАС МОЖЕШЬ, что тебе под силу сделать хорошо. Давай подумаем, что это может быть?» Он принес мне детский совок, деревянную коробочку с выдвижной крышкой и показал, как копать в саду дождевых червей, складывать их в «домик» и аккуратно задвигать крышечку. Этому я и посвятила остаток дня… Потом дед поехал на рыбалку, наловил рыбы и «отчитался» перед бабушкой, что это наша с ним совместная добыча.

Уже будучи взрослой, я отчетливо стала понимать, насколько ярче была моя жизнь в детстве, благодаря стараниям дедушки, который привнес в нее много новых ощущений. Он настолько продуктивно наполнил своими увлечениями деревенский быт, что в результате его семья никогда не нуждалась в самых вкусных продуктах, все, включая маленьких внуков, были «при деле», а у деда всегда хватало чувства юмора в любых ситуациях. Бабушку он частенько называл «бабочка», Танюшечка, «фильдеперсовая ты моя!».

Не стало дедушки Ильи в морозный день 12 января 1991 года. Всего несколько месяцев он не дожил до рождения моей дочки, своей правнучки Маши».

Свои рассказы о близких, воевавших или трудившихся в тылу и приближавших общую Победу, с фотографиями и документами можно присылать по адресу news@mega-u.ru.

Источник: Мега-Урал, ИА
просмотров: 187

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.