Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

10:07, 06.03.2015

А воз и ныне фарм. Челябинск планомерно прирастает аптеками-дискаунтерами

Фармацевтическая розница Южного Урала особой динамики не демонстрирует. Зато в последнее время на рынке отчетливо просматривается тренд, идущий вразрез с кризисными тенденциями в других сферах бизнеса: Челябинск планомерно прирастает аптеками-дискаунтерами.

 Традиционно консервативный и закрытый — как в смысле коммуникаций со СМИ, так и в плане допуска новых игроков — аптечный рынок Челябинска продолжает быть верным своим традициям. Участники этого рынка, как и прежде, а может, учитывая непростую экономическую ситуацию, и с большим, чем обычно, самозабвением отказываются идти на контакт с журналистами. Одни обещают дать комментарий, но в итоге его все же не дают, другие ссылаются на недостаточное время для подготовки информации, третьи заявляют, что им участие в статье неинтересно, четвертые, пятые, шестые, седьмые отказываются и вовсе без объяснения причин.

Поэтому информацию для обзора приходилось буквально собирать по крупицам, опираясь на скудную аналитику, собственные наблюдения и скупые комментарии отдельных представителей фармбизнеса. Вывод, сделанный в результате взбалтывания этой постной исследовательской «солянки», лишний раз подтвердил факт закрытости аптечного рынка, он по-прежнему варится сам в себе, не впуская на свою территорию новых игроков, за редкими и пока не делающими погоды в аптечной рознице исключениями.

«Средняя температура» по рынку

Южноуральский фармацевтический ритейл в последние годы стабильно прирастает в объеме на 10–12 % ежегодно. По данным «Делового квартала», в 2013 году оборот розничной торговли лекарственными средствами в регионе составил 10 млрд рублей (рост по отношению к предыдущему периоду — 11 %). Почти 90 % рынка пришлось на крупные сети, большая часть из которых принадлежит местным компаниям. Среднемесячный оборот каждой такой аптеки приближается к 3 млн рублей. В тройке лидеров, согласно данным делового издания, федеральная сеть аптек «Классика» с товарооборотом 4,5 млрд рублей, «Областной аптечный склад» (2,8 млрд рублей) и «Рифарм» (1,9 млрд рублей).

По итогам первого полугодия 2014 года, объем аптечного рынка Челябинска составил 2,223 млрд рублей, увеличившись на 8 %, следует уже из данных проекта «Розничный аудит ГЛС в РФ». В стоимостном выражении объем в рублевом эквиваленте вырос на 7 % — до 1,876 млрд рублей в оптовых ценах. При этом в натуральных показателях было отмечено сокращение на 1 % — до 15,860 млн упаковок. В структуре розничного рынка России столица Южного Урала занимала 0,7 %.

В августе 2014 года Челябинское УФАС Россииопубликовало итоги анализа состояния конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Челябинской области. На тот момент лицензию на розничную торговлю соответствующей продукцией в регионе имело 120 хозяйствующих субъектов. В пятерку лидеров вошли пять компаний, среди которых три общества с ограниченной ответственностью («Аптека «Классика» — 37,56 %, «Алвик» — 11,39 %, «Классика» ЧЛ — 6,79 %), а также ОАО «ОАС» (6,89 %) и ЗАО «Рифарм» (3,72 %). Остальные доли свыше 2 % пришлись на следующие ООО: «Исток–Фарма» (3,33 %), «Сеть аптек «Живая капля» (3,23 %), «Гран+» (2,87 %), «Мелодия здоровья» (2,54 %), «Гран» (2,37 %), «Рифарм-М» (2,19 %), «Рифарм плюс» (2,17 %).

Рецепт успеха — масштаб

В октябре 2014 года в электронной версии научно-практического журнала «Экономика и менеджмент инновационных технологий» был опубликован стратегический анализ аптечного рынка Челябинска студентки кафедры маркетинга и менеджмента ЮУрГУ Карины Бакиевой. В этом исследовании, среди прочего, говорилось о том, что показатель концентрации аптек в Челябинской области близок к среднеевропейскому — на одну аптеку приходится около 3,6 тыс. жителей. Преимущественно развитие рынка обеспечивается за счет расширения существующих крупных сетей.

«Наблюдается процесс вертикальной и горизонтальной интеграции в фармацевтической промышленности на всех уровнях товаропроводящей цепи, — говорится также в исследовании. — Крупные оптовые и производственные игроки стремятся контролировать и даже диктовать свои условия на всех этапах производственного цикла — от производства до конечной реализации лекарственных средств, или, другими словами, от производственного цеха до аптеки. Процесс консолидации происходит как переплетение процессов горизонтальной и вертикальной интеграции. В горизонтальной плоскости это проявляется в форме слияния аптек в аптечные сети. В вертикальном направлении это принимает форму создания крупных производственно-коммерческих фармацевтических объединений».

Лидеры на областном фармрынке эти научные выводы отчасти подтверждают. Так, в сети «Областной аптечный склад» заявили, что в компании не планируют снижать темпы развития, и отметили, что те преимущества, которыми сеть обладает перед конкурентами, позволяют ей держаться на плаву и дальше.

В 2015 году запланировано открыть аптек больше, чем в 2014 году, и на сегодняшний день эти планы успешно выполняются, —рассказывает «Южноуральской панораме» Валерий Яковенко, первый заместитель генерального директора ОАО «ОАС». — Среди основных преимуществ нашей розничной сети — территориальный охват: аптеки расположены в 100 % муниципальных образований Челябинской области, включая отдаленные населенные пункты. Кроме того, мы обладаем правом реализации рецептурных препаратов из списка сильнодействующих и ядовитых веществ, списков 1 и 2 из списка постоянного комитета по контролю наркотиков. Мы изготавливаем и отпускаем лекарства по индивидуальным рецептам и требованиям ЛПУ. Важно и то, что мы регулярно проводим обучение всех категорий сотрудников аптек с последующей аттестацией, что способствует высокому качеству обслуживания.

«Залечивают» дисконтом

Один из трендов, отметившихся на аптечном рынке в последнее время, — усиление ценовой конкуренции. Причем идет оно сразу по нескольким направлениям: с одной стороны, в городе открываются одиночные аптеки и небольшие сети, позиционирующиеся в формате дискаунтеров, с другой — крупные компании параллельно с обычными аптеками развивают социально ориентированный бизнес, продавая лекарства со сниженной наценкой в специальных аптечных пунктах.

В частности, удивительную мобильность демонстрирует в последнее время мелкие фирмы, открывая одиночные аптеки в разных районах города под лозунгами «низкие цены» или «у нас — дешевле». Так, к примеру, ООО «Аудит» пару лет назад открыло аптеку на ул. Дзержинского, в непосредственном соседстве с конкурентом — одной из аптек сети «Алвик». Несмотря на то что последний предлагал своим клиентам 18-процентную скидку, сосед-новичок заложил дисконт в изначальные ценники большинства товаров и сумел без всяких бонусных карт в короткие сроки переманить на свою сторону многих покупателей сети-старожила. И такие дисконт-точки сегодня можно встретить в разных районах города. Погоды на рынке они пока не делают, но тенденция, что называется, налицо.

В сентябре 2014 года на челябинский рынок фармрозницы вышла екатеринбургская сеть «Живика». Сначала под этой вывеской в городе открылось две аптеки — на ул. Калинина и пр. Победы, а уже в феврале 2015-го сеть удвоила свое присутствие в Челябинске, запустив еще две точки — на улицах Комарова и Дзержинского. В компании отметили, что формат аптечного дискаунтера, а именно так позиционируется «Живика», уже давно завоевал популярность в Свердловской области, и предупредили, что «аптеки низких цен» продолжат свою экспансию на Южный Урал.

Это решение объясняется необходимостью развиваться и перспективностью Челябинского региона, — рассказывает «Южноуральской панораме» Алексей Заикин, начальник отдела рекламы аптечной сети «Живика». — В Челябинске, по нашим оценкам, в среднем по городу достаточно большая наценка на лекарства, и мы посчитали, что сможем продавать дешевле, сохраняя рентабельность. В ближайшее время будет открыто еще несколько аптек в Челябинске, о точных цифрах говорить пока рано. Кроме того, будут открыты аптеки в Копейске и Миассе. Рассматриваются и другие города.

При этом в компании отмечают, что в случае с другими аптеками, позиционирующимися как дискаунтеры, далеко не всегда речь идет о действительно сниженных наценках. «Позиционирование и реально низкая цена — две разные вещи, — говорит Алексей Заикин. — Мы сравниваем цены с конкурентами и стараемся продавать дешевле часто даже в ущерб прибыли. В октябре по инициативе ряда СМИ были проведены контрольные закупки препаратов. Все из них были дешевле конкурентов, а некоторые в «Живике» оказались дешевле на 19-20 % при их средней цене по городу 500 рублей. То есть с одной упаковки экономия 100 рублей — вполне ощутимое конкурентное преимущество. У нас уже 140 аптек, и закуп товара нам обходится зачастую дешевле, чем другим сетям». Кроме того, «Живика», по словам ее представителя, привлекает клиентов своей технологичностью. Автоматический анализ остатков и заказ товара, компьютерное моделирование системы хранения товара и вывод инструкций к лекарствам на рабочее место кассира — все это позволяет иметь в наличии оптимальные запасы и максимально быстро обслуживать покупателя, заключили в компании.

Некоторые крупные игроки конкурентам-дискаунтерам стараются не уступать. Так, в «Областном аптечном складе» говорят о дифференцированном ценообразовании в их сети, о наличии тех же «аптек низких цен». «В качестве дополнительных методов привлечения покупателей используется также дисконтно-бонусная система и реализация подарочных сертификатов различного номинала», — добавил Валерий Яковенко.

В то же время, по мнению некоторых экспертов, ценовую конкуренцию может обострить экспансия «федералов». Причем закончиться эти «игры на понижение» могут плачевно для игроков с небольшим запасом финансовой прочности, что в конечном счете негативно скажется и на потребителях. Как ранее рассказала «ДК» Елена Фещенко, заместитель гендиректора сети аптек «Живая капля», если в 2014-2015 годах на Южный Урал придут федеральные сети, это неизбежно приведет к усилению ценовой конкуренции, которую смогут выдержать не все игроки розничного фармрынка Челябинской области. «Выход федеральных АС на рынок в других регионах с городами-миллионниками всегда сопровождался агрессивным ценовым демпингом, — рассуждала специалист. — Если «зачистка» рынка за счет такого метода проходила успешно и местные игроки под давлением федеральных АС сдавали свои позиции, сворачивая или продавая бизнес, то нередко уровень цен в «зачищенных» районах, где оставались точки одной федеральной сети, снова поднимался до прежнего или еще более высокого уровня».

Пилюли в онлайне

Параллельно с традиционной вполне себе успешно развивается в Челябинске и интернет-торговля. Причем в электронном пространстве конкуренция чуть ли не более жесткая, чем на реальных площадках. Ведь в «виртуале» за покупателя борются как компании, зарекомендовавшие себя в «реальном» аптечном ритейле (сегодня почти все крупные игроки используют в том числе электронный канал продаж), так и магазины, специализирующиеся на онлайн-торговле, такие как apteka.ru, aptekaforte.ru, chelfarm.ru и другие.

«Интернет-заказ на доставку товаров аптечного ассортимента динамично развивается у нас с мая 2013 года, — сообщили «ЮП» в «ОАС», владеющей в том числе интернет-магазином apteka74.ru. — Это направление является перспективным, так как количество пользователей Интернетом растет». Есть «работающий» сайт в Челябинске и у «Живики».

Правда, на chel.zhivika.ru можно лишь ознакомиться с ценами и забронировать товар, а забрать его покупателю придется самому, в ближайшей аптеке. «Интернет-аптека «Живика» является лидером по посещаемости в Свердловском регионе, но по Челябинской области этого сказать пока нельзя, — признается Алексей Заикин. — Но мы над этим работаем. Пока не хватает розничных аптек для удобства покупателей. Когда в каждом районе будет хотя бы по 2-3 «Живики», тогда можно будет ждать серьезной отдачи и от интернет-аптеки».

По мнению нашего собеседника, будущее у онлайн-продаж определенно есть, но обычные аптеки интернет-магазины в ближайшие 20 лет не заменят, хотя бы в силу того, что пока еще существенная часть аудитории аптек не имеет навыков пользования Интернетом. Местный рынок фармрозницы продолжит развиваться в направлении аптек-дискаунтеров малых форматов (с небольшой площадью и без самообслуживания), которые будут появляться на площадках с низкой арендной стоимостью, полагает наш спикер.

Алина Голованова

просмотров: 476

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.