Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:32, 27.05.2014

Мир будущего глазами школьников

В рамках VIII регионального тура Международных состязаний роботов школьники разработали умные машины, которые помогут человечеству осваивать межпланетные пространства. Возможно, их проекты воплотятся в жизнь через 20 лет, возможно, через 50, а может, и никогда. Это не главное, подчеркивают педагоги. Важны сами идеи и усилия.

Занимаясь детским роботоконструированием, школьники осваивают абсолютно взрослый набор операций. В будущем приобретенные навыки позволят им разрабатывать интеллектуальные машины уже на профессиональном уровне. «ЮП» выбрала три наиболее интересных и трудоемких, на наш взгляд, проекта.

Сила света

Робот семиклассника Евгения Зырянова способен окрашивать астероиды в светлый свет. Это нужно вовсе не для красоты, а для смещения небесного тела с его орбиты. Только так, по мнению школьника, через 15 лет удастся избежать очередного падения метеорита на Землю.

Пластмассовое сооружение непонятной конфигурации — местами прямоугольное, местами квадратное, с колесиками и прилепленной бутылкой воды — ловко перемещается по неровной коричневой поверхности. Вместо глаз у этого Громозеки, видимо, пришедшего к нам из мультика «Тайна третьей планеты», пара динамиков. С помощью них он и видит, и слышит, и ориентируется в пространстве. Освоившись, робот без всякого стеснения выпрыскивает десятки мелких каплей, оставляя после себя длинный мокрый хвост.

— Коричневая поверхность, по которой путешествует робот — это имитация астероида Апофиса, — вносит ясность тринадцатилетний автор проекта Евгений Зырянов. — Каждые семь лет он пролетает рядом с Землей. Некоторые ученые предсказывают, что в 2029 году небесное тело может оказаться в опасном для нас соседстве. По примерным расчетам Апофис подойдет на расстоянии в десять раз ближе, чем Луна отстоит от нашей планеты. Не хотелось бы, чтобы в итоге это привело к событиям 15 февраля, когда у всех моих друзей повыбивало окна, а страха были полные штаны. Поэтому я сконструировал и запрограммировал робота, который сможет окрасить астроид в светлый свет и сместить его с орбиты.

Евгений указывает на желтый шар, расположенный над роботом и небесным телом. Это не что иное, как упрощенный макет солнца.

Как известно, светлый цвет отражает, а темный поглощает, — продолжает Евгений. — Окрашенный в белый или желтый цвет, Апофис при помощи светового давления отклонится от своей орбиты. В космос можно будет отправить даже несколько роботов-распылителей. Они будут работать от солнечных батарей. Много энергии им не требуется.

Евгений конструировал своего робота около месяца. Школьник уверен, что его идея вполне осуществима. Стоит соорудить робота из нужных материалов и увеличить в размерах, и он без труда выполнит свою задачу — спасет Землю от метеорита. А программа для этой миссии уже написана.

Дюймовочки на Плутоне

Младшеклассники из Миасса соорудили космические весы. Они могут измерить массу тела человека на Плутоне, Юпитере и Солнце.

На первый взгляд, юные пятиклассник Илья Шаров и третьеклассник Илья Крюков совсем не вписываются во всю эту космическую тематику. Они с трудом выговаривают букву «р» и так искренне, по-детски, смотрят на тебя своими большими голубыми глазами. Им бы в машинки играть, а они говорят, что серьезным роботоконструированием занимаются. Но предвзятое отношение тут же испаряется, стоит ребятам приступить к проверке человека на пригодность полета в космос. Из их уст сыпятся научные термины и умные словообразовательные конструкции. А лица становятся по-профессорски серьезными.

В зависимости от вашей температуры тела и проблем со здоровьем, инструктор подбирает вам определенную подготовку к полету в космос, — заявляет один Илья. Второй уже подключает меня к различным датчикам.

Температура нормальная, проблем с сердечно-сосудистой системой нет. Продолжаем! — почти хором выносят свой вердикт ребята. — Космонавт должен иметь отличное внимание. Ему приходится справляться с массой внештатных ситуаций. Поэтому сейчас мы проверим вашу реакцию на тренажере «Дорога».

Моя задача, управляя специальной машиной, не выступить за границы черной извилистой дороги. При этом необходимо успевать нажимать на загорающиеся датчики то красного, то желтого цветов. Честно признаюсь, чувствовала себя подопытным животным. Результат, разумеется, оказывается не самым лучшим. В космонавты я не гожусь, но эксперимент продолжается. Ведь оставшиеся роботы-тренажеры сконструированы в макете. И, вместо людей, в них сидят маленькие Лего человечки.

Имеются два тренажера на тренировку вестибулярного аппарата. «Самолет» и «Вертолет» — аналоги центрифуги. Они выполняют вращательные и качательные движения. Вращательные движения к самолету от мотора передаются с помощью кривошипно-шатунного механизма, — продолжает разбрасываться умными словами Илья младший. И запускает в ход сей сложный механизм.

Когда конструкция завертелась, меня стало мутить от одного лишь вида на нее. Боюсь представить, что стало бы, окажись я в кабине вместо Лего человечка.

Вслед за самолетом младшеклассники презентуют барокамеру, где человек учится вести себя в условиях невесомости, лифт для доставки космонавта и еще один важный механизм — космические весы. На них я с нетерпением встаю. Мучает любопытство, каким же будет мой вес на других планетах и звездах. Выясняется, что настоящей Дюймовочкой я буду на Плутоне. Мой вес составит всего лишь три килограмма, на Юпитере резко потяжелею до 106. А вот на Солнце буду Годзиллой — 1215 килограммов. Данные цифры не взяты из воздуха. Это реальные расчеты, основанные на научных данных. Их самостоятельно проделали ребята и воплотили в программу.

Всего я насчитала в коллекции школьников из Миасса около шести роботов. В течение года каждый день после уроков ребята занимались конструированием и программированием макета звездного городка, а не играли в войнушки по сетке. Сколько на него ушло деталей, они даже не представляют. Говорят, что сбились со счету, перевалив отметку сто.

Есть ли жизнь на Глизе?

Старшеклассники из Миасса сконструировали роботов, способных определить пригодность других планет для жизни.

Пятнадцатилетний Глеб Михалев бережно прижимает к груди, словно дитя, огромного пластмассового робота. Он прямоугольный, с кузовом, гусеницами и торчащим, точно щупальца гуманоида, ковшом. На столе стоит еще один — с угрожающей горизонтальной антенной. Вместе со своей командой «Legomonsters» Глеб собирал роботов на протяжении полугода. В конструкции вошли не только стандартные Лего детали, но и купленные болты, крепежи, пенопласт и новый датчик, который «видит» с большей дистанцией. Это дополнительные деньги и силы. Поэтому возятся с бездушными машинами ребята так же аккуратно, как с легко бьющимся хрусталем.

— Согласно предположениям ученых, к 2072 году солнечная система будет полностью колонизирована и население составит 50 миллиардов человек. Проблема нехватки ресурсов станет еще более актуальной. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо провести исследование на пригодность других планет для жизни, — уверенно заявляет Глеб Михалев. — Мы считаем, что космическому флоту необходимо отправиться на орбиту планеты Глизе 581 g. По версии ученых, она наиболее пригодна для жизни. От нее до Земли — 20 световых лет. Думаю, космические корабли к тому времени смогут преодолевать такие расстояния.

Конечно, людям вступать на землю планеты-чужестранца было бы рискованно. Авось, на пришельцев наткнутся. Поэтому на исследования отправляются два робота.

— Один из них — разведчик, — указывает Глеб на того самого, с антенной. — Он способен сделать анализ воды, почвы, измерить температуру и установить маяк рядом с месторождением.

Глеб делает пару кликов мышью на компьютере. Робот послушно начинает передвигаться по макету планеты Глизе и демонстрировать все свои возможности. По версии Глеба, пилот так же, дистанционно, будет управлять им с корабля.

— Второй робот представляет собой горнодобывающую платформу, —указывает школьник на конструкцию со щупальцем.– С помощью ковша он производит добычу руды. На макете она заменена разноцветными шариками, которые робот хватает и загружает в кузов. Затем, ориентируясь на инфракрасный маяк, везет добычу на конвейер рудообрабатывающего завода. Мы его тоже сконструировали. Там осуществляется сортировка пустой породы от ценной руды.

Ребята верят, что их идея когда нибудь воплотится в жизнь. И главное, чтобы первыми на Глизе отправились русские, а не американцы. А далее сценарий развития прост: если планета годна для проживания, то на нее прилетит космический шаттл с колонизацией. В обратном случае - русские корабли, прихватив на борт роботов, отправляются изучать другие объекты Вселенной.

просмотров: 125

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.