10:15, 14.01.2014

Челябинский школьник решил доказать специалистам Роскосмоса ошибочность их решения

Что будет, если Роскосмос примет решение сделать Южный Урал площадкой для падения ступеней ракет, выводящих на орбиту космические аппараты, чем опасен гептил и почему на Алтае так много больных циррозом печени — этими вопросами задался воспитанник челябинского клуба любителей астрономии «Апекс» Борис Кодзоба.

В составе клубной экспедиции подросток побывал в выбранном космическим агентством «квадрате», а также съездил на Алтай. Результатом исследований стала научная работа, которая на недавно прошедших молодежных Циолковских чтениях была признана одной из лучших.

Роскосмос и «Сатана»

Все началось с того, что Наталика Папулова, руководитель клуба любителей астрономии «Апекс», и ее подопечные пару лет назад наткнулись на небольшую заметку в Интернете о том, что Роскосмос планирует выделить «квадрат» в Челябинской области под падение первых ступеней ракет. Планировалось, что под «обстрел» попадут Нижнесергинский район Свердловской области и соседний Нязепетровский район Челябинской области. В зоне риска — села Шемаха, Арасланово, поселки Сказ и Табуска.

— Тема для нас актуальная, тогда подумали мы, — вспоминает Борис. Мы же живем в этой области, не хочется, чтобы она стала свалкой для космического мусора. На Алтае отклонение падения ступени ракеты иногда составляет 40-60 километров от намеченного. Представляете, что будет у нас в случае изменения траектории движения обломков? У нас же с Нязепетровским районом рядом и Озерск, и Снежинск…

Педагог и школьник принялись собирать материал. Искали его буквально по крупицам. А потом решили организовать экспедиции в Нязепетровский район и на Алтай.

— В область мы выехали в июне 2012 года, — рассказывает Наталика Владимировна. — Там пообщались с местными жителями и депутатом местного собрания Владимиром Зотовым, который тогда собирал подписи против решения Роскосмоса.

Коренной 64-летний нязепетровец даже писал в Федеральное космическое агентство. На его гневные письма Роскосмос присылал официальное ответы, где черным по белому было прописано, что падающие ступени опасности не представляют, хотя в качестве топлива в РС 18 (военные между собой называют не иначе как «Сатана») используют гептил, при падении первой ступени на землю не прольется ни капли ракетного горючего, выброс топлива произойдет на высоте около 100 километров, и он попросту сгорит в плотных слоях атмосферы. Когда Владимир Зотов задал вопрос представителю Минобороны, согласился бы тот на запуск гептиловых ракет, если бы сам жил на Южном Урале, человек со звездами ответил: «Я живу в Подмосковье»… Вся эта переписка также вошла в научную статью челябинского школьника.

— Чтобы понять, действительно ли ступени не влекут за собой никаких последствий для здоровья людей и экологии, мы решили съездить на Алтай, — говорит юный астроном. — Ведь приграничные с Республикой Тувой уже много лет являются местом падения отработанных ступеней РС 18, запускаемых с космодрома Байконур. В нескольких заметках мы нашли информацию о том, что если вооружиться биноклем с хорошей оптикой, можно обнаружить даже ступени «Восхода».

Космос на тропе

Когда челябинцы вышли на главу Чарышского района, который находится к юго-западу от Бийска, тот ничуть не удивился и даже дал определенные инструкции, а также посоветовал хорошего проводника. С ним то ребята из «Апекса» и отправились на поиски космического «металлолома». Маршрут южноуральской группы лежал через село Покровка, потом вдоль реки Сентелек к озеру Озерное, минуя Иньские озера к Епишкиному Белку.

— На протяжении всего пути мы находили искореженные куски обшивки, топливные бочки, маленькие фрагменты, — демонстрируя фотографии из экспедиции, рассказывает Боря. — Крупными касками обшивки ракет местные пастухи даже обшивают свои времянки, заборы делают.

По данным медиков, как выяснили южноуральцы, в этих местах давно замечен так называемый «феномен желтых детей»: большого количества младенцев с врожденными симптомами гепатита. Одна из версий этого явления — избыток билирубина в крови, вызванный перинатальными нарушениями в работе печени. Экологи связывают эти нарушения с вредным воздействием ракетного гептила.

— Мы много общались с местными жителями. Они рассказывали и про облысевших бурундуков, и про то, что в селах местные через одного страдают от поражения печени, — продолжает Борис. — Почти все жалуются на здоровье. Они же там грибы-ягоды собирают. А гептил — очень токсичный яд. Он в 6 раз более ядовит, чем синильная кислота, и приравнен к химическому оружию наряду с зарином, фосгеном и другими отравляющими веществами.

В трудах взрослых ученых Боря и его наставница также нашли следующую информацию: «Гептил попадает в окружающую среду главным образом путем дисперсии его в атмосфере и при проливе остатков топлива в момент падения топливных баков на землю. Наличие продуктов его распада, по некоторым официальным сообщениям, обнаруживается только в почве и на растительности. Ни в воде, ни в воздухе, ни в продуктах питания ни разу не были обнаружены даже продукты его распада. Кроме того, химики отмечают, что при этом высокая заболеваемость населения, проживающего на территории, прилегающей к районам падения, свидетельствует о том, что на людей постоянно действуют какие то токсические факторы. Правда, поведение анализа этой заболеваемости осложняется тем, что клинические проявления отравления гептилом и его производными носят неспецифический характер».

Плисецкое продолжение

На Молодежных Циолковских чтениях в Кирове, куда ездили челябинцы несколько месяцев назад, работу Бориса Кодзобы признали одной из лучших.

— Вроде бы ученые, СМИ и просто неравнодушные граждане интересуются этой темой. Но нет резонанса, — разводит руками Наталика Папулова. — Вроде бы что то Роскосмосу предъявляют, а его представители, естественно, дают лишь ответы о том, что все хорошо.

В дальнейших планах Наталики Владимировны и ее подопечных — экспедиция на Плисецкий космодром. Юные исследователи хотят и там узнать, как космические технологии «аукнулись» природе и экологии. Пока что «Апекс» запланировал поездку в Архангельскую область на лето будущего года. Подзадорило астрономов то, что они нашли статью, в которой было написано о том, что радостные оленеводы делают из остатков космического мусора свои сани.

— Конечно, нам тягаться с Роскосмосом бессмысленно, пока силы неравные, — разводят руками челябинские астрономы. — Наша цель взбудоражить умы экологов, ученых, которые бы смогли своими исследованиями ускорить переход на более безопасное топливо.

Татьяна Александрова,