Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

11:36, 16.05.2014

Что думают о запрете на мат в произведениях искусства челябинские театралы?

С 1 июля в силу вступят поправки в закон «О государственном языке», в соответствии с которыми запрещается использование ненормативной лексики не только в СМИ или рекламе, но и в произведениях искусства: на концертах, в кино, театре. «ЮП» опросила четырех представителей южноуральской театральной общественности о том, как они относятся к запрету на мат на сцене.

Ограничения способствуют развитию

Наталия Сейбель, художественный руководитель Народного студенческого театра «Профиль» ЧГПУ, доктор филологических наук:

— Я отношусь ко всему этому спокойно. Мой театр до сих пор обходился без нецензурной лексики и, полагаю, будет обходиться и впредь. Другое дело, что есть какие то специфические формы искусства — тот же «Театр.doc», например — которые предполагают абсолютную документалистику, в том числе и в воспроизведении стиля говорения. И для них могут возникнуть сложности. Такие театры, как правило, существуют на своей локальной территории, работают почти исключительно на своего зрителя, но я не думаю, что закон сделает для них исключение.

Понятно, что часто мат в произведениях искусства используется в качестве шоковой терапии — встряхнуть зрителя, зарядить его адреналином, чтобы он дальше внимательно смотрел. Но как раз в этом плане, мне кажется, мат не работает, причем достаточно давно, так как это стало заезженным приемом.

Лет 10 назад это еще могло впечатлить: пришел в культурное место, а на тебя, как из рога изобилия, сыпется ненормативная лексика. Сейчас же ее в театре более чем достаточно, и вот в этой роли, эстетической роли шока, она больше уже не работает. Поэтому я, честно говоря, не думаю, что искусство от этого сильно пострадает, а то, что разного рода ограничения всегда способствуют развитию, это, в общем, доказанный факт.

Например, в эпоху Возрождения сонет каким только ограничениям ни подвергался. Куда уж круче: 14 строк, определенная рифма, ритм, и тем не менее, это не мешало людям создавать великие произведения. Так что, я думаю, что внутри наших ограничений тоже будут создаваться вещи, необходимые для честного разговора со зрителями.

Дать волю фантазии

Евгений Гельфонд, художественный руководитель Нового Художественного театра:

— Я считаю, что запрет на мат для театра не проблема. В том смысле, что если художник хочет ясно выразить свою мысль, для этого необязательно материться. У меня, например, на сцене вообще не ругаются, я это не приветствую, считаю, что надо всегда оставлять волю человеческой фантазии, а не сводить ее на уровень буквальностей. Мат очень хорош для буквальностей, а сцена и творчество это все-таки процесс аналогий, иносказаний, каких то художественных вещей.

Повышать культуру не с запретов

Денис Стрельцов, главный режиссер театра-студии «У Паровоза» имени Зои Александровой:

— Я сейчас репетирую пьесу, там есть мат. Его немного, но он есть. Я пока репетирую с матом, но понимаю, что когда спектакль надо будет выпускать, мат придется убирать. Для меня это не проблема. Проблема кроется в другом: у нас в стране любят впадать в крайности. Либо сильный плюс, либо сильный минус. Я за то, чтобы мы не впадали в крайности. А это, на мой взгляд, какая то очередная крайность. Просто сегодня запрет на мат ввели, а завтра еще какой-то запрет придумают. Например, я, когда смотрю телевизор, слышу постоянные запикивания. Они уже начинают раздражать. Скоро, очевидно, придумают закон о запикивании запикиваний.

С одной стороны, это, наверное, правильно — не надо материться со сцены. С другой — в Москве есть театр Михаила Угарова («Театра.doc». — Прим. ред.), у которого идет современная драматургия, и в которой очень много ненормативной лексики. Почему бы для таких театров, допустим, не сделать исключение? Мне кажется, это было бы неплохим выходом.

И еще мне кажется, что культуру надо повышать не с запретов, а с детского возраста. Направить усилия на развитие дошкольного и школьного образования, где, на мой взгляд, есть серьезный провал.

Театр должен создавать что то гуманное

Алла Точилкина, директор Государственного молодежного театра, актриса мастерской новой пьесы «Бабы» ЧГАКИ:

— В 2000 году мы  коллективом (имеется ввиду «Бабы». — Прим. ред.) ставили американскую пьесу с использованием ненормативной лексики. В свое время нам это казалось открытием нового сценического пространства, да и мы были молодые. Потом мы убрали из спектакля весь мат.

Молодые часто используют все возможные художественные средства, иногда в силу своей неопытности. Это такие болезни роста: попробовать себя, например, на территории, которая будет иметь определенную провокацию. Нужна ли она на самом деле и поможет ли произведению раскрыться — вопрос. Сейчас мне кажется, что любое театральное представление может обойтись без мата, потому что суть мата в разрушении художественного образа, а театр все-таки должен создавать что то красивое и гуманное.

P.S. С полным текстом Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» можно ознакомиться тут: http://www.pravo.gov.ru/laws/acts/34/4948494510601047.html

просмотров: 176

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.