Первые выпускники Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова представили результат своего обучения. Премьера спектакля «Метаморфозы» состоялась 15 июня в театре Киноактера, пишет «Российская газета».
Студенты отказались от каких-либо шаблонов и рамок, объединив рассказы Чехова и Бунина общей атмосферой и новаторским взглядом на классику.
Основное внимание в Академии уделяется творческим инициативам, и актерам была дана полная свобода действий. Выпускники творческой лаборатории сами выбрали и формат, и содержание спектакля.
Поставить решили рассказы И.А. Бунина и А.П. Чехова – всего девять разных историй, показанных в формате открытой репетиции, где зритель становится полноправным участником творческого процесса. Художественный руководитель спектакля Никита Михалков в перерывах спектакля пообщался с залом и разъяснил публике тонкости актерского мастерства.
«Мы специально не брали драматических произведений. Мы взяли великую классику, то, что наполнено атмосферой изначально. Гениальный Антон Павлович, гениальный Иван Алексеевич. И вот как попытаться из этой прозы выжать атмосферу для актеров? Это серьезнейшая задача, с которой мы не всегда справляемся, но она является основополагающей в нашем поиске», - рассказал мэтр.
Отметим, что в творческой лаборатории учатся актеры, уже получившие театральное образование и успевшие потрудиться на подмостках. Как говорит сам Михалков, его основная задача - научить их защищаться от низкопробной режиссуры, которая воцарилась даже в ведущих театрах Москвы.
В «Метаморфозах» и актеры, и режиссеры изначально отказались от каких-либо шаблонов. Бунинская «Месть», например, поставлена в формате кабаре с песнями и плясками. Однако в атмосфере порочного праздника разворачивается трагедия женской души, где жажда любви перерастает в ревность, а наслаждение от мести - в раскаяние за совершенные грехи. Постановка чеховского «Без места» получилась эксцентричной и немного сумбурной: мытарства молодого человека, пытающегося найти работу, больше напоминает цирковое представление.
Тяжелейшую работу коллектив творческой мастерской провел с произведениями Бунина, которые относительно легко поддаются экранизации, но не постановке в театре. Здесь помог колоссальный опыт Михалкова как киноактера и кинорежиссера. Например, в «Холодной осени» стояла задача передать описанное Буниным состояние природы, а через него - человеческой души.
В целом «Метаморфозы» отличаются наличием оригинальных, авторских выразительных решений. Михалков и его творческая лаборатория стали первопроходцами, создав новый жанр на стыке театра и кино, а объемные проекции придали реалистичность происходящему на сцене.
«Цель спектакля – попробовать приблизить себя к переживаниям, которые описаны в произведениях Бунина и Чехова, - говорит один из режиссеров спектакля, актер Сергей Газаров. - Чтобы не ругаться матом, демонстрируя собственную свободу, как сегодня это модно, были взяты хорошие материалы, проверенные временем. Студенты связали эти произведения с собой, со своими представлениями, желаниями, переживаниями, вопросами, которыми они задаются».
Среди тех, кто пришел посмотреть работу выпускников, было много профессионалов и опытных театралов. Их общий вердикт - творческий эксперимент удался, а Академия Никиты Михалкова заработала себе репутацию театральной лаборатории по производству талантов.
«Спектакль произвел на меня грандиозное впечатление не только как на профессионала, но и как на обычного зрителя, - поделился впечатлением кинорежиссер Владимир Хотиненко. – В «Метаморфозах» грандиозная сценография. Как будто и декорации, и отношения героев сплетены из воздуха. По форме спектакль очень необычен. И когда перед каждой частью сначала в словах проговаривается, что мы увидим, и потом мы действительно это видим, но уже на другом языке, да еще и в потрясающем качестве, это невероятно. Всех актеров спектакля Михалков вывел в высшую лигу».