Мероприятия

спектакль, 16+

Евгений Онегин

роман

Концертмейстер: Наталья Туриянская

Хореограф: Анжелика Холина

Идея, литературная композиция и постановка: Римас Туминас

Звукорежиссеры: Вадим Буликов, Руслан Кнушевицкий

Помощники режиссера: Наталья Меньшикова, Наталья Кузина

Художник-гример: Ольга Калявина

Художник по свету: Майя Шавдатуашвили

Продолжительность: 3 часа 30 минут

Ассистент-стажер: Гульназ Балпеисова

Актеры: Сергей Маковецкий, Алексей Гуськов, Виктор Добронравов, Евгений Пилюгин, Максим Севриновский, Владимир Симонов, Артур Иванов, Олег Макаров, Василий Симонов, Евгения Крегжде, Ольга Лерман, Юлия Борисова, Ирина Купченко, Мария Волкова, Наталья Винокурова, Екатерина Крамзина, Людмила Максакова, Павел Тэхэда Кардэнас, Анна Антонова, Анастасия Васильева, Наталья Винокурова, Мария Волкова, Лилия Гайсина, Евгения Крегжде, Полина Кузьминская, льга Лерман, Ольга Немогай, Екатерина Симонова, Мария Шастина, Александра Стрельцина, Ольга Боровская, Антонина Паперная, Яна Соболевская, Анна Антонова, Ольга Боровская, Яна Соболевская, Елена Мельникова, Алексей Кузнецов, Владимир Бельдиян, Рубен Симонов, Дмитрий Соломыкин, Валерий Ушаков, Юрий Красков, Кирилл Рубцов, Дмитрий Соломыкин, Кирилл Рубцов, Мария Бердинских, Мария Риваль, Василиса Суханова, Елена Сотникова, Любовь Корнева, Юрий Шлыков

Сценография: Адомас Яцовскис

Редактор: Елена Князева

Педагог по сценической речи: Сусанна Серова

Художник по костюмам: Мария Данилова

Музыка: Фаустас Латенас

Музыкальный руководитель: Татьяна Агаева

Театр-постановщик: Театр Е.Вахтангова

Педагог по работе с актёрами: Алексей Кузнецов

Не часто в драматическом театре мы встречаемся с «Евгением Онегиным» Пушкина. Чтецкие программы и оперные интерпретации превалируют.
В Театре Вахтангова режиссер Римас Туминас, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Олег Макаров и молодые артисты решили воплотить роман в стихах в драматической форме. Осторожно, импровизационно, пытаясь найти сценический эквивалент слову, сюжету, ничего не разрушая и стараясь ничего не пропустить. Это наше познание Пушкина, его героев, их мира, пространства России.
«Кого ж любить? Кому же верить?»
Кажется, что о Пушкине мы знаем все. Но и тома серьезных изысканий литературоведов и философов не могут до конца постичь феномен поэта.
Александр Сергеевич — «наше все» — непознанное, загадочное. И всякий раз, обращаясь к нему, опасаешься повториться в восприятии, стремишься избежать штампов, знания, которому противится поэт, ибо он всегда больше — неразгаданнее. Он не исчерпывается сюжетом.
«Евгений Онегин» — это что? Философское размышление о жизни в поэтической форме? — не только, история любви — не совсем. Это огромное пространство мира и чувств, которое вместило все эпохи, игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение.
«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» и в высшей степени народное произведение, роман в стихах, написанный в эпоху романтизма, где «современный мир предстал со всем его холодом, прозою и пошлостью».
И, вместе с тем, по словам Белинского, «Онегин — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, в которой личность поэта отразилась с такой полнотой, светло и ясно. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы».
«Евгений Онегин» — это простор России, судьбы его героев, обычаи, устои, культура, природа.
Это попытка проникнуть в сущность русской души, понять неподдающийся трезвому анализу русский характер. Это русское общество во всех его ипостасях — наивной прелести языческой деревни и в холодной чопорности высшего света. Это отважная трепетность Татьяны и игривая наивность Ольги. Это «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Спектакль Римаса Туминаса разрушает стереотипы, он, как всегда, авторский, увиденный и выстроенный полифонично, музыкально, жестко и эмоционально. Режиссеру чужд поэтический флер, он ломает ритмическое построение фразы, его влечет проза жизни, он враг выспренности и ложной лиричности.
Своим спектаклем он разрушает «хлам воспоминаний» ранее увиденного и прочитанного. Он открывает новый смысл в характере и сюжете.
Кто герой этого романа — Онегин? Конечно же, Татьяна, «Татьяна — русская душою...».
Ее русскость в органичном слиянии с природой, обычаями, искренней задушевности, простодушном бесстрашии. Она пленительна в естественной грации, отважной прямолинейности, горькой искренности: «но я другому отдана и буду век ему верна».
Свое откровенное признание Татьяна пишет человеку, которого создало ее воображение, ее вымысел значительнее оригинала, это ее подарок Онегину, который тот не смог ни понять, ни оценить, ни оправдать своею сутью.
Для Онегина это очередное послание, он не дал себе труд постичь и разгадать его, он, по словам Достоевского, «не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства». Он не увидел ее ни в деревенской глуши, ни в Петербургском салоне. Он не захотел узнать, разглядеть ее. Угадает его Татьяна: «уж не пародия ли он?». Хотя сам предмет обожания уверен: «Я молод, жизнь во мне крепка, Чего мне ждать, тоска, тоска!». Читай — душа пуста.
В Петербурге Онегин пленяется не самой Татьяной, это не возвращение к воспоминаниям, а ослепление блеском, положением в свете. Для Татьяны — это вериги, для Онегина — достоинства, питающие его фантазию и чувства.
Их разность столь очевидна, что, идя навстречу друг к другу, они обязательно пройдут мимо, так несоприкасаемы их души в понятии любви, достоинства, духовности. Ее доминанта — Россия. Его метания по свету — суета, невозможность остановиться на главном, а скорее, незнание, что есть главное — Родина, долг, любовь?
В их невстрече — горькая закономерность несовместимости.

В спектакле звучит голос И.М. Смоктуновского («Сон Татьяны»).

В спектакле использованы произведения П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, русские романсы, французские песни, церковная хоровая музыка

просмотров: 1079