Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:44, 05.08.2016

Любопытные факты из истории Челябинска вошли в проект к 120-летию Западно-Сибирской железной дороги

К юбилейной дате, которая отмечается в 2016 году, Новосибирская государственная областная научная библиотека и Новосибирский региональный центр Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина создают интерактивную карту и электронную коллекцию документов на основе печатных изданий из фондов региональных библиотек.

Выставка в виде карты с указанием городов, через которые пролегает Западно-Сибирская железная дорога: Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Томск, Кемерово – будет располагаться в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге, в здании на Сенатской площади, 3. Информацию о каждом из этих пунктов и любопытные факты, связанные с прокладкой дороги, можно будет прочесть, нажав пальцем на название города.

Челябинск, как известно, был начальной точкой пути, поэтому первые впечатления о масштабе строительства и важности магистрали для политического и экономического развития азиатской части России посетители выставки получат благодаря материалам, подготовленным отделом краеведения Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

Например, мало кто из специалистов сейчас помнит о челябинском тарифном переломе, введенном правительством в 1896 году, вокруг которого на рубеже XIX–XX вв. было сломано немало копий: из-за него сибирское зерно дорожало на 10–12 копеек за пуд. Благодаря проведенной тогда экономической политике, Челябинск стал крупнейшим центром хлеботорговли и мукомольного производства.

В исторической справке на интерактивной карте об этом рассказывается так: «По существовавшей на русской железной дороге дифференцированной системе тарифов на перевозки, чем дальше был адресован груз, тем ниже была оплата за пудо-версту. По Челябинскому тарифному перелому устанавливался иной порядок исчисления провозной оплаты. На хлебные грузы, следовавшие дальше на Запад, тариф насчитывался заново, как если бы зерно отправляли из Челябинска… Тарифный перелом был выгоден для районов Зауралья, расположенных к югу от Челябинска, и ближайших районов в радиусе 100–150 км от него, где до 1911 г. не было железной дороги. Тарифный перелом стимулировал развитие мукомольного дела в Челябинске. Стремление избежать «наложения на тариф» привело к миграции в челябинский мукомольный район капитала из других районов, в частности из Екатеринбурга».

Не имел аналогов в России и знаменитый челябинский переселенческий пункт, оснащённый  электрическим освещением и водопроводом. На его территории находились не только офисы, квартиры для чиновников и бараки для семей, переезжающих в Сибирь, но столовые, кухни, баня, прачечная, ледники, помещения для скота, молитвенный дом, детский приют, 2-классная школа и даже потребительский кооператив «Переселенец». Больница, выстроенная по образцу петербургской Боткинской, имела самое современное тогда оборудование, включая рентгеновский кабинет. Челябинский переселенческий пункт считался образцово-показательным. Его типовой барак экспонировался в 1912 г. на выставке в Петербурге.

Ещё одна страница посвящена почётному гражданину Челябинска, инженеру-строителю Константину Яковлевичу Михайловскому (1834–1909), руководившему сначала постройкой участков Самара – Уфа – Златоуст и Златоуст – Челябинск, а затем – прокладкой Западно-Сибирской железной дороги.

Информация о станции Челябинск проиллюстрирована фотографиями из фондов библиотеки, музея истории ЮУЖД и личной коллекции почтовых открыток Абрама Львовича Каплана. В том числе, вниманию посетителей выставки будет представлен один снимок со строительства магистрали, который ранее не публиковался. 

Источник: Мега-Урал, ИА
просмотров: 162