Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

06:17, 11.10.2022

Дороги над землёй

Вт, 11.10.2022

Чебоксарские мосты имеют свою историю. Они сделали жизнь людей намного удобнее, напрямую соединяя разные уголки столицы республики и сокращая путь. При овражистом рельефе их строительство было закономерным.

Фото Валерьян Андреев

Длинная нитка из трех мостов соединяет центр с северо-западом столицы, попутно задавая направление и на юго-западный жилой массив. Горожане так и называют эту дорогу: «По трем мостам». Один из них, Гагаринский — самый высокий в Чебоксарах. 408 метров надземного «пространства» перекинуты над речкой Трусихой и соединяют улицы Гагарина и Фучика. Проект был разработан еще в 1971 году. Подряд на строительство получил мостопоезд № 445 мостотреста Министерства транспортного строительства СССР. Торжественное открытие моста состоялось 19 января 1977 года.

Чуть более года спустя, в 1978-м, был заложен Сугутский мост, названный по речке Сугутке, которую пересекал. Он связывает улицы З. Космодемьянской и Ю. Фучика. 6 ноября 1981 года там полностью завершились работы, а 10-го по мосту пошел первый транспорт. Изначально протяженность моста составила около 273 метров (сейчас в различных источниках указывается 386), а ширина — 17,5 м. Путь в центр города и дальше стал существенно короче. (В школьные годы я жила на Чапаевском поселке, и чтобы поехать к бабушке на Южный поселок, приходилось ехать на троллейбусе № 11 аж до Чувашского драмтеатра, потом подниматься до автовокзала, где следовала пересадка.)

Через шесть лет, 5 ноября 1987 года, заработал Октябрьский мост через реку Чебоксарку длиной 350 метров (в некоторых источниках 274) и шириной 17,5 — между проспектом Никольского и ул. З. Космодемьянской. Еще более километра занял подъем моста до Московского проспекта (кольца «Рощи»). Этот объект соединил северо-западный и юго-западный районы столицы. Возводил объект «Мостоотряд-41» (к слову, предприятием построены многие мосты и путепроводы в Чебоксарах).

Первым железобетонным мостом Чебоксар стал Калининский. Вот что сообщается про него в книге А.И. Терентьева «Чебоксары и чебоксарцы»: «...Прежде чем <...> переправиться на левый берег Чебоксарки, обратим свой взор на Кайбулку, тем более что через нее в Чебоксарах был переброшен первый железобетонный мост. Он строился с 1961 по 1965 год. <...> Мост строил 6-й участок 445 мостопоезда московского «Мостотреста» Министерства транспортного строительства СССР. Участком руководил инженер Чеслав Антонович Дубко. Интернациональный коллектив состоял из рабочих Москвы, Свердловска, Киева и местных специалистов. Среди них — бригада плотников Ерзаева. Мост строился без излишеств, и все-таки его стоимость перевалила за 700 тысяч рублей».

Движение по 110-метровому Калининскому мосту шириной в 15,6 метра было открыто 22 ноября 1965 года. Благодаря ему улицы Композиторов Воробьевых (раньше она называлась ул. Володарского) и Калинина соединились, чтобы устремиться дальше, к Новочебоксарску. К слову, сам мост и назывался первоначально — Новочебоксарский, и уже потом, в 1980 году, стал Калининским. Река Кайбулка, протекающая под мостом, сегодня заключена в трубы коллектора.

А над Чебоксаркой, с другого конца улицы Композиторов Воробьевых, раскинулся второй железобетонный мост в городе — Московский, в 260 метров. Сегодня с него открывается прекраснейшая панорама Чебоксарского залива. И снова обратимся к книге Терентьева «Чебоксары и чебоксарцы»: «Два берега реки (Чебоксарки. — Прим. авт.) соединил второй по очередности строительства железобетонный мост. Его строили почти одновременно с Калининским и ввели в эксплуатацию в 1966 году. Мост назван Московским по одноименному проспекту. Длина его, включая насыпи — полкилометра. <...> Его ширина рассчитана на четырехрядное движение транспорта. Оставлено место и для пешеходов. Ограждение — чугунные перила с ажурными литыми решетками».

Московский мост возводил «Мостострой-441». Длина готового сооружения составляла 265 м, ширина — 14 м, площадь тротуаров составила 1196 кв. м. Его открытие состоялось 6 ноября 1966 года и проходило, как писали местные СМИ, «в торжественной обстановке, с участием государственных деятелей Советского Союза и Чувашской АССР». Среди именитых гостей был, к примеру, Николай Исанин, засекреченный в те годы конструктор советских надводных кораблей и подводных лодок.

Мост сразу назвали Московским, поскольку он соединял центр города с его северо-западной частью, с Московским проспектом, откуда магистраль М-7 вела в направлении столицы страны.

«По генеральному плану города улица Володарского (ныне — Композиторов Воробьевых. — Прим. авт.) должна была стать магистральной, соединить западную часть со старым центром и восточным районом. Эта улица выполнила свое предназначение: непрерывный транспортный… поток движется от Ядринского леса (улица Гузовского) через Московский проспект и улицу Калинина в сторону Новочебоксарска», — пишет А.И. Терентьев в своей книге.

Мы остановились только на пяти основных мостах (в Чебоксарах их, конечно же, больше). Возраст этих объектов уже весьма солидный, поэтому время от времени их закрывают на переобустройство. В 2013 году проводился ремонт Октябрьского моста. Гагаринский капитально отремонтирован в 2015 году, в 2019—2020 годах обновили Сугутский.

Пожалуй, самой масштабной стала реконструкция Московского моста, приуроченная к 550-летию города Чебоксары, в которую было вложено более 1,5 млрд рублей. Она началась в 2016-м и завершена в 2018 году. Сначала вдоль существующего моста был построен новый — его запустили в июне 2017 года. А затем отремонтировали и сам старый мост. Из четырехполосного мост стал шестиполосным — по три полосы движения в каждую сторону шириной 3,5 м плюс тротуары в 2,5 м.

Сегодня в Чебоксарах готовится проектная документация для капитального ремонта трех мостов. В перечне объектов ремонта в рамках нацпроекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» — Гагаринский, Октябрьский и Калининский.

Подготовила Елена МИХАЙЛОВА

просмотров: 167

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.