Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

05:45, 06.09.2022

Быт старинных новостроек

Вт, 06.09.2022

Путешественники оставили о Чебоксарах немало воспоминаний — обзор с Волги город демонстрировал красивый. К примеру, русский поэт и публицист Максим Невзоров в 1800 году писал: «Монастыри, соляной магазин, магистрат, несколько хороших церквей и домов каменных в одном месте составляют группу, которая издали делает вид очень хороший».

Фото gcheb.cap.ru

Или вот еще свидетельство. Академик И.Г. Георги, побывавший в Чебоксарах 30 мая 1774 года, оставил запись: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид». В большинстве путеводителей того времени отмечалось, что город живописен издали, но внутри — «с кривыми улицами и закоулками». Продолжаем путешествие по старинным Чебоксарам, а в качестве гида возьмем с собой книгу В.Д. Димитриева и С.А. Селивановой «Чебоксары. Очерки истории города XVIII века» и некоторые другие источники информации.

Город XVIII столетия был в основном деревянным. В это время наряду с избами уже возводились и двухэтажные дома. Роль первого этажа, низкого, с подоконниками у самой земли, часто выполнял подклет (без них здания строились только в низине, чтобы в половодье не подтопляло). Чаще всего для строительства жилья использовали сосну, реже ель. Более прочные дубовые бревна шли на фундаменты (каменные в то время являлись редкостью). Пилы для продольной обработки бревен почти не применялись — в ход шел топор.

И плитой, и батареей отопления была тогда печь. Под ее размеры готовили отдельное основание — столбовой сруб или выкладывали камнем. Для самого корпуса печи готовили глиняные блоки или кирпичи. Завершающим этапом была побелка. Рядом с теплым очагом, как правило, располагалась кухня. Из крепких досок делали пол и двери, а потолки для утепления засыпали землей. У большинства домов было и крылечко, обрамлявшее вход в дом, который делился на два отсека — сени и избу. Могла быть еще и клеть — в роли кладовки для хранения вещей и летней спальни.

Появились и каменные дома состоятельных горожан. Они включали несколько комнат: подклет, горницы, сени и чердак-светлицу, где обычно селили женщин и детей. Их стоимость исчислялась сотнями рублей. А вот лачугу бедняка можно было купить за 1,5—2 рубля (по тем меркам).

Декор помещений сразу «рассказывал» о статусе хозяина. В интерьерах богатых особняков применялись изразцы, плитки, обои. При этом рядовые чебоксарцы ориентировались на традиции многовековой давности: красный угол с иконами, бабий кут (обычно это место напротив печки), производственные площади с оборудованием (тогда многие были обучены какому-то ремеслу). И, конечно же, при домах были и подсобные постройки: амбар, хлев, конюшня, сеновал — тогда и горожане обзаводились пусть небольшим, но хозяйством.

И все-таки оформление жилищ менялось. В старину мебели было немного, в основном статичная и встроенная: полати в качестве спальных мест, лавки и столы, прикрученные к полу, кладовки с тяжелыми сундуками для вещей. К XVIII веку мебель стала мобильной: появились деревянные кровати, стулья, диваны, шкафы для платья и для посуды. А если мебель можно двигать — значит, можно менять и интерьер. Внимание стало перемещаться от функциональности (которую, впрочем, никто не отменял) в сторону эстетичности. В каменных двухэтажных домах обустраивались уже не только кухня, но и гостиная, не только спальная, но и детская, а также по необходимости рабочий кабинет.

К слову, с «золотого века» Чебоксар взяла истоки и традиция, дошедшая до наших дней: ставить в застекленные шкафы красивую посуду — расписную, стеклянную, фаянсовую, фарфоровую (раньше утварь была попроще, глиняной и деревянной, и ее хранили на открытых полках).

Уже тогда существовала мода на интерьеры, если, конечно, позволял достаток. К примеру, популярные в начале века рельефные изразцы для облицовки печей и каминов к концу столетия сменились расписными, сюжетными. Вошло в обиход и оформление стен — появились обои, или, как тогда говорили, шпалеры с рисунками. В 1754 году в Петербурге еще только появилась мануфактура бумажных обоев, поэтому пока для декора стен чаще применяли ткань. И тем не менее словосочетание «стенные обои» уже значилось в словарях середины XVIII века, а к концу столетия и бумажными было уже не удивить.

Снаружи украшением зданий служили резные подзоры под кровлей, фигурные коньки на крыше, ажурные наличники, расписные ставни, декоративные крылечки. Авторы исторических очерков отмечают, что в городах Среднего Поволжья, к коим относились и Чебоксары, еще с болгарского времени была распространена корабельная резьба.

В XVIII веке в Чебоксарах было построено несколько каменных зданий (речь о гражданских постройках), в том числе и за счет государственной казны — казначейство (1737), соляная контора (1746), магистрат (1742) и другие. К 1766 году в городе числилось 18 частных каменных домов. Говоря о памятниках архитектуры той эпохи, нельзя не упомянуть о доме Кадомцевых, который стоит сейчас на Западном косогоре. Это редкий, интереснейший образец зодчества — в нем сочетаются стиль древнерусских палат и барокко. Его еще называли домом Зелейщикова. Дело в том, что в описи чебоксарских домов 1877 года указывалось: «Каменный обгорелый двухэтажный дом с огородным местом чебоксарской мещанки Александры Флегентовой Зелейщиковой. Оценка — 100 рублей». В середине XIX века этим жилым зданием владел Зелейщиков — муж этой горожанки. Но позже специалисты уточнили, что по описи 1767 года здание принадлежало Козьме Кадомцеву, а ранее его хозяином был его отец — первостатейный городской купец Алексей Егорович Кадомцев. Предположили, что возведено это здание в первой половине XVIII века. Однако его архитектура «подсказывала» другое время — последняя четверть XVII столетия. Так что возводил нынешний памятник архитектуры, скорее всего, дед Козьмы и отец Алексея.

Дом Кадомцевых еще в первой половине прошлого века стоял на территории городского рынка. В 1979 году его разобрали в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и позже восстановили на Западном косогоре, по ул. Сеспеля.

Еще один памятник архитектуры той поры (вторая четверть XVIII века) — здание, где сейчас размещается Чебоксарское художественное училище. Двухэтажное, каменное, с анфиладами комнат. Есть мнение исследователей, что этот дом построен бургомистром Чебоксар М.Ф. Котельниковым как часть усадебного комплекса. А когда дочь Котельникова вышла замуж, дом перешел к И. Соловцову. Жилым домом середины того же столетия было когда-то и строение, где ныне действует Центр восстановительной медицины (ул. Сеспеля). На плане города Чебоксары 1773 года он отмечен как купеческий, а в позапрошлом веке принадлежал дворянской семье Селивановых.

До нашего времени дошло не так много образцов той эпохи. Многие утрачены в 1930-е годы, когда в стране шло время перемен, а также в 1970-е, когда создавалось Чебоксарское водохранилище. На месте значительной части старого города сегодня отражает небо залив, красивейшее место современных Чебоксар.

просмотров: 225

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.