Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

07:08, 13.01.2022

ТРАКТОРНЫЙ: как всё начиналось

Чт, 13.01.2022

Пятьдесят лет назад, 12 января 1972 года, был вынут первый ковш грунта под строительство Чебоксарского тракторного завода.

Этот завод задумывался как единственный в стране гигант тяжелого промышленного машиностроения. В то время активно осваивались природные ресурсы Сибири, Казахстана, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Требовалась мощная землеройная техника для горнодобывающей, нефтегазовой, строительной отраслей. Такая в стране не выпускалась, ее закупали за рубежом. В одном из источников приведены любопытные цифры: за один американский трактор мощностью 385 лошадиных сил приходилось платить 120 тысяч инвалютных рублей или 120 кг золота.

Под строительство предлагались разные площадки. Но выбор пал на Чувашию — удобное географическое расположение, высокая плотность населения. К тому же в Чебоксарах уже были энергетическая база (рядом развернулась Чебоксарская ГЭС), транспортная инфраструктура (железная дорога, автотрасса М-7, водная артерия — Волга и грузовой порт). А еще выпускал необходимую продукцию Чебоксарский агрегатный, называвшийся в то время заводом тракторных запчастей.

Возведение Чебоксарского завода промышленных тракторов (ЧЗПТ) было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. С января 1972 года на завод начался прием специалистов — ИТР, рабочих. Квалифицированные кадры приезжали со всей страны — из Челябинска, Волгограда, Павлодара, Петрозаводска, Липецка, Владимира, Минска. В Чувашию распределялись выпускники ссузов и вузов. В проектировании, строительстве, оснащении ЧЗПТ было задействовано 120 заводов и институтов страны. В строительстве участвовали и студенческие стройотряды, в том числе интернациональные (в частности, венгерские студенты).

Первым директором ЧЗПТ был назначен Виктор Тимофеевич Десятов, возглавлявший ранее Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей, участник строительства Волго-Донского канала и Асуанской плотины в Египте.

11 января 1972 года в Чебоксары позвонил из Москвы первый секретарь Чувашского обкома партии Николай Вороновский — окончательное решение о строительстве тракторного завода принято! В тот же день Роберт Ильяной, возглавлявший в то время отдел строительства Чувашского обкома партии, начал обзванивать подрядные организации, чтобы уже утром техника выдвинулась в район деревни Кочаково.

12 января 1972 года началось строительство завода. Выемку первых ковшей грунта произвели машинисты экскаватора Николай Битюцкий, Михаил Андрианов, Юрий Сидоров, Анатолий Шибанов, бульдозерист Алексей Шиманов, водители самосвалов Алексей Петров, Михаил Орлов. «Это был морозный день, приходилось работать с огоньком, чтобы не замерзнуть», — говорит Александр Гурин, первый управляющий стройтрестом № 5. Эта организация была создана летом 1971 года для того, чтобы поднять промышленный гигант. «Чистое поле, две деревни — Аникеево и Кочаково, отсутствие воды, подъездных путей, бытовок, — вспоминает Александр Петрович. — Предстояло создать коллектив строителей. Я сделал ставку на молодежь и не ошибся. Энтузиазм тогда был, он воспитывался с детства».

Уже в декабре 1972 года стройтресту № 5 присвоили звание — имени 50-летия СССР. А за три года здесь создали с нуля коллектив в несколько тысяч человек, мощную производственную базу, на предприятии открылся учебный комбинат. Как рассказал Александр Гурин, при строительстве использовались современные материалы — так впервые в Чувашии был применен профнастил. Внедрялись и новые технологические решения. К примеру, конвейерная сборка и крупноблочный монтаж покрытий промышленных зданий. Блоки весом до 60 тонн собирались на земле, а затем краном поднимались на установленные колонны.

Площадку под этот конвейер готовило СУ-5 треста «Спецстроймеханизация». Там тогда работал Викентий Сысоев, впоследствии заместитель управляющего трестом. «СУ-5 поручили делать площадку для монтажа крупных блоков корпуса, — делится подробностями Викентий Иванович. — Там установили кран, чтобы эти блоки наверх поднимать, подвели железную дорогу». Работы был непочатый край. Подразделения «Спецстроймеханизации» оборудовали ливневую канализацию, рыли котлован под строительство первого производственного (сдаточного) корпуса завода. Готовились бить сваи, снимали растительный слой грунта, выполняли вертикальную планировку. «Там проходили высоковольтные линии, поэтому экскаваторами не пользовались, работали в основном скреперами — землеройно-транспортными машинами», — поясняет Викентий Сысоев. Параллельно занимались коммуникациями — водопровод, канализация, дороги. Прокладывали трубопроводы большого диаметра. Эти подземные сети делались уже под город — их заказчиком выступал в основном тракторный завод.

30 декабря 1974 года ввели в строй первый производственный корпус — сдаточный. Первые станки там были установлены 30 апреля 1974 года, а с января 1975-го начался выпуск деталей, сборка опытных образцов трактора Т-330. Начальником корпуса 20 августа 1973 года был назначен Иван Долгушин, впоследствии заместитель генерального директора тракторного завода. «Тогда вокруг были колосящиеся поля, — вспоминает Иван Иванович. — Стояла лишь одна кирпичная пятиэтажка».

Под крылом тракторного завода вырос целый район столицы — новоюжный. Предприятию были нужны рабочие руки, а прибывающим в Чебоксары специалистам — квартиры. Только с 1972 по 1975 год строители сумели ввести в эксплуатацию 21 тыс. кв. м производственных площадей, а также более 100 тыс. кв. м жилья. Многоэтажки нового жилого массива поднимались одна за другой. Были построены 20 детских садов, 8 школ, баня, профилакторий, 12-этажный больничный комплекс со стационаром и поликлиникой, детский медицинский центр, спорткомплекс со стадионом, лыжной базой и бассейном, торговый комплекс «Шупашкар» и крытый рынок с гостиницей, Дом быта.

На значимые объекты приходилось добиваться разрешения на самом высоком уровне. Тогда в целях экономии их строительство было строго регламентировано. Чтобы построить Дворец культуры тракторостроителей, собрали тысячу подписей и направили в Совмин СССР. И получили резолюцию: в качестве исключения разрешить Чебоксарскому тракторному заводу построить Дворец культуры, плавательный бассейн и лыжную базу.

Содержать большое хозяйство новоюжки тоже помогал тракторный завод. К примеру, чистил дорогу — от универмага «Шупашкар» до поста ГАИ на выезде из города. Главная магистраль района получила название — проспект Тракторостроителей.

С появлением ЧЗПТ Чебоксары выросли в несколько раз — и по площади, и по населению. Набирали мощности предприятия (только один штрих — на ЖБК-9 целую линию построили для тракторного завода), появилась ТЭЦ-2 для обеспечения электроэнергией и теплом цехов предприятия и жилого района под его крылом. Нарастила объемы водоочистительная станция в Заовражном — вторую очередь построил ЧЗПТ, столица республики получила мощные водопроводные магистрали. В Чебоксарах ввели в строй новый канализационный коллектор на 14 км. Дополнительные ветки соединили грузовую железнодорожную станцию «Чебоксары-2» с новым заводом. Была расширена дорога до Новочебоксарска, которая служит до сих пор.

«Основы для развития территории заложил химкомбинат, построенный в Новочебоксарске. А Чебоксарский тракторный завод усилил в разы эти мощности, создав предпосылки для дальнейшего развития столицы Чувашии», — считает почетный гражданин города Чебоксары и Чувашской Республики Евгений Тертышный, работавший в 70-х годах заместителем, а затем и руководителем Чувашского территориального управления строительства. Сам факт строительства этих предприятий изменил уровень представления республики в государственных планирующих органах. На развитие города Чебоксары закладывались уже совсем другие параметры. Все объекты стали планировать с расчетом на 700-тысячное население.

Для подготовки квалифицированных кадров в республике открыли заочный факультет Волжского филиала Московского энергетического института — на его базе вырос Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. В Чебоксарах появились машиностроительный техникум и три профтехучилища. В 1979 году запущено троллейбусное движение до тракторного завода. В конце маршрута, на транспортном кольце, стоит на постаменте тот самый первый трактор Т-330, который вышел из производственных цехов 25 октября 1975 года. Эта дата считается днем рождения ЧЗПТ.

просмотров: 515

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.